Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация середины 1970-х гг (мастерская Д.Е.Брягина, ВПНРК)
Размер: 84,5 х 33,1
Автор: под началом Федора Зубова
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Евфросиния Суздальская
Уточняющая датировка: 17 в. Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Иконостас состоит из трех чинов — местный ряд, праздничный и деисусный. В столбцах Оружейной палаты сохранились сведения о письме икон кормовыми иконописцами под началом Федора Зубова, о золочении иконостаса «столярской» работы Дорофеем Ермолаевым Золотаревым и об установке иконостаса перед первопрестольным праздником [28 июля] 1685 г. станочного дела мастерами Ствольного приказа Иваном Саадашным «с товарищи четырнадцати человекам». Рама иконостаса не сохранилась.
Деисусный чин иконостаса состоит из девяти образов. В центре — икона Спаса Вседержителя с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей; далее — образы архангелов Михаила и Гавриила; остальные шесть икон — образы преподобных жен, среди которых три русских подвижницы. Такое необычное построение деисусного чина, вероятнее всего, объясняется властными притязаниями царевны Софьи Алексеевны. Софийский придел Смоленского собора, сильно перестроенный в середине 1680-х гг., был местом особенных молений царевны. И в самом монастыре не раз происходили важные события бурной политической жизни царского двора. В соименном царевне маленьком храме как иконы, так и иконостас в целом были посвящены теме женской святости.
Святая изображена в монашеском облачении. Лики святых жен в этом деисусном чине лишены персональных характеристик. Следуя предписаниям иконописных подлинников, иконописцы в ликах прежде всего выделяют возрастные характеристики. Лик святой Евфросинии можно отнести к типу, известному под названием «средовек».
Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру княжна Феодулия, — дочь черниговского князя-мученика Михаила, погибшего в Золотой Орде в 1245 г. Даты жизни преподобной достоверно неизвестны. По преданию, юной княжне были духовные видения. Ее просватали за суздальского князя Мину, однако жених скончался перед свадьбой. В начале XIII в. под именем Евфросинии княжна постриглась в монахини в суздальском Ризоположенском монастыре. При жизни пользовалась в монастыре почитанием, обладала прозорливостью и совершала исцеления. При ее поддержке в Суздале был основан женский монастырь в честь Святой Троицы.
Происходят из иконостаса Софийского придела Смоленского собора Московского Новодевичъего монастыря