Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Евфросиния Полоцкая

Реставрация: Реставрация середины 1970-х гг. (мастерская Д.Е. Брягина, ВПНРК

Размер: 85,2 х 33,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Евфросиния Полоцкая

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иконостас состоит из трех чинов — местный ряд, праздничный и деисусный. В столбцах Оружейной палаты сохранились сведения о письме икон кормовыми иконописцами под на­чалом Федора Зубова, о золочении иконостаса «столярской» работы Дорофеем Ермолаевым Золотаревым и об установке иконостаса перед первопрестольным праздником [28 июля] 1685 г. станочного дела мастерами Ствольного приказа Иваном Саадашным «с товарищи четырнадцати человекам». Рама иконостаса не сохранилась.

Деисусный чин иконостаса состоит из девяти образов. В центре — икона Спаса Вседер­жителя с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей; далее — образы архангелов Михаила и Гавриила; остальные шесть икон — образы преподобных жен, среди которых три русских подвижницы. Такое необычное построение деисусного чина, вероятнее всего, объясняется властными притязаниями царевны Софьи Алексеевны. Софийский придел Смоленского собора, сильно перестроенный в середине 1680-х гг., был местом особенных молений царевны. И в самом монастыре не раз происходили важные события бурной по­литической жизни царского двора. В соименном царевне маленьком храме как иконы, так и иконостас в целом были посвящены теме женской святости.

   Святая изображена в монашеском облачении. Тип лика юношеский.

 Евфросиния Полоцкая, в миру Предислава, — дочь полоцкого князя Георгия Всеславича и пра­внучка в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира. Княжна приняла монашеский постриг и стала жить при Софийском кафедральном соборе города Полоцка. Около 1128 г. епископ По­лоцкий Илья поручил ей основать женскую обитель в местности Сельцо. Монастырь скоро стал знаме­нитым. Игумения Евфросиния обучала монахинь и послушниц переписыванию книг, пению и лице­вому шитью. В 1161 г. обитель украсилась великолепным каменным Спасским собором, расписанным в технике фрески. Незадолго до смерти преподобная вместе со своей сестрой, также монахиней, Ев-праксией и племянником Давидом совершила паломническую поездку в Константинополь и Иеруса­лим. В Святом граде преподобная и преставилась. Не позднее 1187 г. ее мощи были перенесены в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 г. — в Полоцк, в Спасо-Евфросиниевский монастырь. С именем княгини Евфросинии Полоцкой связано перенесение из Константинополя в Полоцк чтимой Эфесской иконы Богоматери (1160) и устройство около иконы Креста с частицами мощей; обе святыни не сохранились.

Происхождение

Происходят из иконостаса Софийского придела Смоленского собора Московского Новодевичъего монастыря

Библиография