Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Феврония Муромская

Реставрация: Реставрация середины 1970-х гг. (мастерская Д.Е. Брягина, ВПНРК)

Размер: 88,7 х 34, 7

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Феврония Муромская

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иконостас состоит из трех чинов — местный ряд, праздничный и деисусный. В столбцах Оружейной палаты сохранились сведения о письме икон кормовыми иконописцами под на­чалом Федора Зубова, о золочении иконостаса «столярской» работы Дорофеем Ермолаевым Золотаревым и об установке иконостаса перед первопрестольным праздником [28 июля] 1685 г. станочного дела мастерами Ствольного приказа Иваном Саадашным «с товарищи четырнадцати человекам». Рама иконостаса не сохранилась.

Деисусный чин иконостаса состоит из девяти образов. В центре — икона Спаса Вседер­жителя с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей; далее — образы архангелов Михаила и Гавриила; остальные шесть икон — образы преподобных жен, среди которых три русских подвижницы. Такое необычное построение деисусного чина, вероятнее всего, объясняется властными притязаниями царевны Софьи Алексеевны. Софийский придел Смоленского собора, сильно перестроенный в середине 1680-х гг., был местом особенных молений царевны. И в самом монастыре не раз происходили важные события бурной по­литической жизни царского двора. В соименном царевне маленьком храме как иконы, так и иконостас в целом были посвящены теме женской святости.

П

 

реподобная изображена в рост, в позе молитвенного обращения. Лик юношеский. Феврония — жена муромского князя Петра. Исторические источники не упоминают о правив­шем в Муроме князе с таким именем. Современные историки предполагают, что это князь Давид Юрьевич, правление которого приходится на 1204—1227/1228 гг.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония были канонизированы на Московском соборе 1547 г. Гробница, в которой почивают мощи святых, в настоящее время находится в Троицком жен­ском монастыре Мурома.

Феврония Муромская (в иночестве Евфросиния) хорошо известна в России благодаря сочине­нию, составленному на основе устных преданий и народных легенд около середины XVI в. монахом Еразмом (в миру священником Ермолаем)1.

Происхождение

Происходят из иконостаса Софийского придела Смоленского собора Московского Новодевичъего монастыря

Библиография