Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн и Никита Новгородские

Реставрация: Реставрация 1996 - 1998 гг (А.Н.Хетагуров)

Размер: 31,7 х 24,7

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Иоанн, Никита, Богоматерь, Спаситель

Уточняющая датировка: 16 в. Середина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Святитель Никита, постриженник и затворник Киево-Печерский, епископ Новгородский (ум. 1108), подвизался с юности б Печерском монастыре. Пожелав вскоре после пострига уйти в затвор, был искушаем диаволом, представшим перед ним в виде ангела. По его наущению инок перестал молиться и читать Евангелие. Он изучил книги Ветхого Завета и стал пророчествовать. Киево-Печерские старцы спасли прельщенного юношу молитвой и вновь обучили чтению, по­скольку оказалось, что он перестал понимать азбуку.

В 1096 (1097?) г. Никита был поставлен епископом в Великий Новгород, обрел дар чудотворе-ния и дважды спасал город от бедствий — засухи (низвел дождь) и пожара. При нем велось строи­тельство и украшение храмов, в том числе деревянной церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в которой позднее за престолом находилась чудотворная икона Богоматери «Знамение» (до пожара в 1356 г.). Святитель Никита преставился 13 февраля 1108 г. и был погребен в Софий­ском соборе, в приделе Богоотец Иоакима и Анны.

В 1558 г. святитель Никита одновременно явился во сне архиепископу Новгородскому Пи­мену (1552—1570) и старцу Исаакию и повелел открыть свои мощи для народного почитания1. Они были обретены в полностью сохранившемся богослужебном облачении: фелони, епитрахили, поручах, палице, омофоре, поясе, шапочке, служившей митрой, с посохом и веригами. Тогда же был нарисован посмертный портрет, описаны детали нетленного облачения; все сведения и рису­нок были переданы в Москву митрополиту Московскому Макарию2. В точном соответствии с со­хранившимся описанием облика святителя он изображается безбородым.

Святитель Никита неоднократно являлся новгородцам. Во время Ливонской войны (1558— 1583), в день открытия мощей святителя, русские и неприятельские воины видели под Нарвой мужа в святительских одеждах, на коне, помогавшего русским сражаться. Явление святителя Ни­киты было и в 1942 г. в литовском городе Векшни, куда немецкий военный эшелон вслед за угнан­ными новгородцами привез раки с мощами святых, вывезенные из Новгорода3.

Святитель Иоанн (Илия; ум. 1186), первый архиепископ Новгородский (1165—1186), чудотво­рец, происходил из знатного боярского рода. Хиротонисан во епископа в 1165 г., перед кончиной, при пострижении в великую схиму, наречен Иоанном, погребен в притворе Софийского собора. При нем в 1169/1170 г. произошло чудо от иконы Богоматери «Знамение», когда новгородцы «си­лою крестьною, и святою Богородицею, и молитвами благовернаго владыкы Илие»4 победили объединенные силы Владимиро-Суздальского, Смоленского, Рязанского, Муромского и Полоц­кого княжеств. Во вторую ночь осады Новгорода стоявший на молитве архиепископ Илия услы­шал голос, повелевший взять икону «Знамение» из церкви Преображения и вынести «противу су­постат». С крестным ходом образ перенесли на Софийскую сторону, поместили на стену, где при штурме в него попала одна из неприятельских стрел, пущенных «яко дождь умножен». От «ран» на иконе истекли «слезы», и «виде архиепископ [Илия. — М.Г.] слезы, текуща от иконы, и при­ять в фелонь свой» (следы попадания стрелы были выявлены при реставрации в 1980-х гг.). Оса­ждающие войска покрыла «тма», они стали избивать друг друга и обратились в бегство. В честь этого чуда святитель установил празднование. На одном из древнейших памятников над прямо-личным изображением в рост святителя Иоанна был написан чтимый чудотворный образ Богома­тери «Знамение», как и на шитой пелене начала XVI в. из костромского Ипатьевского монастыря (ГММК) и на крышке раки 1559 г. (ГРМ) с резным образом святителя, где он облачен в мантию «с дорогами полосатыми [красными и белыми полосами — М.Г.], в схиму, куколь на плечах», как и на представленной иконе из ГИМ5.

В житии святителя Иоанна также приводится сказание «о шествии Иоанна архиепископа на бесе в Иерусалим», «аки на осляти», за что диэвол, мстя святому, подстроил его изгнание из Новгорода. Новгородцы посадили Иоанна на плот, который вдруг поплыл по Волхову против течения. Тогда по­трясенные жители умолили пастыря вернуться на кафедру. Местное прославление святителя совер­шилось при открытии его мощей в 1439 г.: при падении камня со свода в приделе Иоанна Предтечи в Софийском соборе открылась гробница неизвестного архиерея в нетленных ризах, а ночью во сне святитель Иоанн явился архиепископу Новгородскому Евфимию II и сообщил, что мощи — его.

Общецерковное почитание обоих новгородских чудотворцев было установлено на Соборах 1547—1549 гг. при митрополите Московском Макарии (ум. 1563), бывшем в 1526—1542 гг. архи­епископом Новгородским и Псковским6.

По заказу Новгородского архиерейского дома с XVI в. создавались «подносные» иконы-пяд-ницы Иоанна и Никиты, двух особенно чтимых в городе святителей, пребывающих мощами в Со­фийском соборе. Святые покровители города изображались в молении главному палладиуму Нов­города, чудотворному образу Богоматери «Знамение».

Происхождение

Поступила в 1923 г из Румянцевского музея, происходит из коллекции Е.Е.Егорова

Фрагменты

Библиография