Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 2002 г. (ГИМ)
Размер: 20,3 х 15
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Святой Арсений, Спаситель
Уточняющая датировка: 18 в. Конец
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Святитель Арсений (ум. 1409), епископ Тверской (с 1390), известен как основатель тверского Желтикова Успенского монастыря на реке Тьмаке (1404). После смерти родителей принял постриг в Киево-Печерской обители, где на него, «мужа дивна, и нарочита, и добродетельна суща», обратил внимание будущий митрополит Киприан и в 1390 г. поставил на Тверскую кафедру. Епископство Арсения стало временем расцвета тверского иконописания и книжности. После смерти в 1409 г. святитель был погребен в высеченном им самим каменном гробу в Желтиковой обители1. В 1483 г. в здесь же были обретены его нетленные мощи, от которых начались чудотворения. Местное празднование святому установил Макарьевский собор2 1547 г.
В 1556 г. случилось чудо воскрешения рыбака Терентия, умершего в монастыре от вино-пития: «вложы в мертваго человека душу»3. В память этого события в обители установили ежегодный крестный ход. В 1594 г. у раки с мощами излечился от паралича певчий тверского Спа-со-Преображенского кафедрального собора. Сейчас местонахождение мощей неизвестно4: вскрытые в 1919 г., последний раз они упоминались в акте 1930 г.
На публикуемой иконе святитель в архиерейской мантии, омофоре, митре и панагии, с посохом и четками в левой руке, изображен в молении Спасителю. Иногда в данном изводе святой изображается с приложенной к сердцу рукой. Здесь художник пишет святителя в распахнутой мантии и открывшейся светлой рясе. Одежды Спасителя и святителя Арсения покрыты золотом. Яркие, «горящие» краски и золото на холодном голубом фоне делают фигуру святителя зрительным центром. Художник уделяет особое внимание лику и открытой ладони епископа (жест принятия благодати), в которых «собираются» оттенки кораллового, жемчужного, алого цветов. Он тщательно пишет омофор, покрытый воздушным, едва различимым серебряным узором. Изображая драгоценную митру епископа Арсения, иконописец пишет по золоту, подражая ювелирным техникам, украшает ее нитями жемчуга. Расходящиеся от лика святого золотые лучи уподобляют его зажженной свече. Тема предстояния также раскрывается при помощи особой динамики — от фигуры Спасителя и Его жеста к святителю. Господь обращается с архиерейским благословением, и три луча, льющиеся из расступившихся облаков, осеняют святителя. Не нарушая тишины предстояния, трепетное движение объемлет природу: травы склоняются к его ногам, в небе алеет заря. Единству и ясности композиции служат цветовые параллели: прозрачно-розовые лучи, ряса святителя и заря у края позема, лазоревый гиматий Спаса, небо и позем с травами.
Привлекает внимание необычный «пейзажный» позем: замки с башнями и руины, как бы случайно сложившиеся из сплетения стеблей. Обычно изображение святителя сопровождает основанный им монастырь или вид Твери, но здесь постройки скорее напоминают об образе процветшей пустыни, а камни, изображенные на первом плане, подкрепляют эту ассоциацию.
В иконе специально устроено углубление для частицы мощей. Оно оформлено фигурным золотым картушем с изящно вписанной в узор головкой херувима.
Поступила в 1930-е гг из ЦГРМ