Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 16 х 14
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, смешанная техника
Персоналии: Святитель Афанасий Лубенский
Уточняющая датировка: 19 в. Начало
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Сюжетная композиция
Святитель Афанасий III (Пателарий), уроженец Крита, родился в 1597 г. в знатной семье, связанной родственными узами с царским домом Палеологов и давшей Криту выдающихся ученых. Получил блестящее образование в одном из критских монастырей, где изучал философию, математику, астрономию, грамматику, пиитику, музыку и языки. Принял монашеский постриг на подворье Синайского монастыря на Крите г. Будучи еще совсем молодым, прославился как блестящий проповедник и истолкователь Священного Писания. От патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса в 1626 г. получил назначение учителем в Валахию — для просвещения светом Христова учения валахов и молдаван. В 1631 г. рукоположен в архиепископа Фессалони-кийского. Эта митрополия, в составе которой находился и Афон, сильно пострадала от османского ига.
В 1634 и 1652 гг. Афанасий избирался на патриарший цареградский престол. Но каждый раз это было недолгое пребывание2. В 1638 г. была предпринята еще одна попытка возвести его на патриарший престол. Будучи избранным на константинопольскую кафедру в 1652 г., Афанасий пробыл на ней всего несколько дней, после чего отрекся от престола. Тяжелые условия, в которых пребывала греческая церковь из-за османского ига, в полной мере сказались на судьбе этого святителя. Он претерпел заключение за долги епархии, клевету и наветы.
В течение многих лет Афанасий Пателарий был тесно связан с Москвой и неоднократно обращался к царю Михаилу Феодоровичу за помощью. В 1652 г. святитель отправляется в Москву с особой миссией: убедить русского государя выступить с поддержкой православных балканских народов — греков, сербов, румын, валахов, которые питали надежду на освобождение от османского ига с помощью России. В московских архивах сохранились автографы святителя Афанасия и русский перевод его сочинения о необходимости для России завоевания Константинополя3.
В феврале 1654 г. по дороге из Москвы Афанасий остановился в Мгарском монастыре близ города Лубны, где 5 апреля преставился. Был погребен под амвоном Преображенского храма, около церковных врат, в сидячем положении — такова восточная традиция захоронения церковных иерархов. Святителя, облаченного в архиерейскую одежду, с посохом, в кресле, поместили в каменный склеп.
Через восемь лет после кончины вскрыли гробницу и обнаружили нетленные мощи. Вскоре (между 1672 и 1676) в Киеве митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) было установлено празднование памяти святителя4. Мощи стали пользоваться общенародным почитанием. В Мгарском монастыре в XVIII в. имелись житие святого и канон ему, служились молебны, записывались чудеса. В 1818 г. епископ Полтавский Мефодий обратился в Святейший Синод с просьбой об общерусской канонизации святого, но его ходатайство осталось без удовлетворения. В 1860-е гг. известный духовный писатель А.Н. Муравьев составил новое житие святителя. Почитание патриарха Афанасия всей Русской православной церковью было принято уже в конце XIX в., после исследования вопроса Е.Е. Голубинским. Ныне мощи святителя Афанасия находятся в Харьковском Благовещенском кафедральном соборе.
На публикуемой иконе мощи святителя Афанасия, облаченные в архиерейские одеяния, покоятся в сидячем положении («Афанасий Сидящий») в обновленной в 1819 г. раке. Аналогичные иконы известны и, скорее всего, создавались в монастыре для раздачи паломникам
Надписи: «1819» и «года» — в прямоугольных накладках на раке; «АПК» —
в центре герба; «С-ХАфана // сей Лубенский // чудотво //рец почи //... //
16 [54] an //реля [5] дня» — справа на фоне
Поступила в 1891 г., купленауМ.П. Вострякова