Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 2014 г (А.И.Глазков, ГИМ)
Размер: 31 х 26,7
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, смешанная техника, чеканка по левкасу
Персоналии: Святитель Питирим
Уточняющая датировка: 20 в. Начало
Век: 20
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Поясное
Святитель Питирим (в миру Прокопий) родился в 1644 г. (по другим источникам — в 1645 г.)1. Предание называет его родиной город Вязьму Смоленской области. В 1677 г. Питирим назначен настоятелем Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в 1542 г. преподобным Герасимом Болдинским. Благодаря трудам святителя монастырь достиг процветания. В 1685 г. Питирим был рукоположен в епископа Тамбовского. Около 1688 г. близ Тамбова святитель заложил монастырь во имя Иоанна Предтечи. В 1690 г. на берегу ручья Студенец, притока р. Цны (г. Тамбов), им был основан женский Вознесенский монастырь. Владыка участвовал в строительстве в Тамбове Спасо-Преображенского каменного кафедрального собора, который достроили спустя многие годы после его смерти (1694—1783). Скончался епископ Тамбовский 28 июля 1698 г. Прославлен на основании решения Святейшего Синода в 1914 г. Его мощи почивают в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Тамбова.
Иконный образ святителя сложился вскоре после его канонизации. В основу иконографии положен прижизненный портрет, который хранился в тамбовском архиерейском доме.
На иконе — поясное изображение святителя, в легком трехчетвертном повороте вправо, с благословляющим жестом правой руки, персты которой сложены в именословии, и с жезлом — в левой. Питирим представлен в клобуке с панагией на груди, в архиерейской мантии со скрижалями и источниками.
Икона выполнена в живописной манере, в передаче лика и рук иконописец применил светотеневую моделировку объема, одежды же написаны более условно. Образ написан в традициях классического архиерейского портрета, представляющего иерарха в полном богослужебном облачении. Декоративное оформление нимба и полей в виде имитации эмалевых накладок — характерная черта иконописи начала XX в.
Приобретена в 1984 г. у В.Н. Федосеева через Всесоюзный производственный художественный комбинат им. Е.В. Вучетича