Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 1988 г. (А.И.Гоголева, ГИМ)
Размер: 11,5 х 9
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, смешанная техника
Персоналии: Спаситель, святитель Иоанн Тобольский
Уточняющая датировка: 20 в. Начало
Век: 20
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Композиционное решение образа традиционно: святой Иоанн изображен в предстоянии Господу на фоне панорамы Тобольска. В небесах — изображение Спасителя с Евангелием, которое Он как будто протягивает Иоанну, благословляя его на пастырский подвиг: «паси овец моих» (Ин. 21:15—17). Святитель изображен благословляющим, подобно Спасителю, с посохом в левой руке. Их безмолвный диалог выражен поворотами фигур, взглядами, наклонами голов, жестами благословения, близким цветовым решением. Темный силуэт святителя проработан золотом, теплой светящейся зеленью, охрой и белилами, изображение Спаса — золотым ассистом. Зрительно обе фигуры выступают вперед. Золотистые отблески россыпью ложатся на зеленеющие береговые уступы, кустарник и дерево за спиной святителя. Дерево в ограде храма, «при потоках вод», — образ праведника, созданный псалмопевцем царем Давидом, с древности используется как символ в иконописи. На другом берегу Иртыша возвышается Софийский собор, рядом с которым изображено каменное надгробие — указание на место упокоения мощей святителя Иоанна1. Собор и дальний берег написаны светлыми красками, абрис храма выделен полупрозрачной жидкой краской, здание лишено пластического объема. Образ из Исторического музея повторяет сформировавшуюся в начале XX в. иконографию новопрославленных святых2: неизменно изображается дерево за спиной святого, река с каменистыми берегами и собор, рядом с которым указывается место его упокоения.
Подобные небольшие иконы, видимо, создавались в Тобольской епархии для многочисленных паломников.
Публикации: Духовные светочи России. С. 75—76; Апостолы Нового времени. С. 21; Россия. Православие. Культура. С. 11.
Поступила из вещей, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами (запись 1922 г.)