Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Тобольский, святитель

Реставрация: Реставрация 1988 г. (А.И.Гоголева, ГИМ)

Размер: 11,5 х 9

Автор:

Материал: дерево, левкас, смешанная техника

Персоналии: Спаситель, святитель Иоанн Тобольский

Уточняющая датировка: 20 в. Начало

Век: 20

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Композиционное решение образа традиционно: святой Иоанн изображен в предстоянии Гос­поду на фоне панорамы Тобольска. В небесах — изображение Спасителя с Евангелием, кото­рое Он как будто протягивает Иоанну, благословляя его на пастырский подвиг: «паси овец моих» (Ин. 21:15—17). Святитель изображен благословляющим, подобно Спасителю, с посохом в левой руке. Их безмолвный диалог выражен поворотами фигур, взглядами, наклонами голов, жестами благословения, близким цветовым решением. Темный силуэт святителя проработан золотом, теп­лой светящейся зеленью, охрой и белилами, изображение Спаса — золотым ассистом. Зрительно обе фигуры выступают вперед. Золотистые отблески россыпью ложатся на зеленеющие берего­вые уступы, кустарник и дерево за спиной святителя. Дерево в ограде храма, «при потоках вод», — образ праведника, созданный псалмопевцем царем Давидом, с древности используется как сим­вол в иконописи. На другом берегу Иртыша возвышается Софийский собор, рядом с которым изображено каменное надгробие — указание на место упокоения мощей святителя Иоанна1. Со­бор и дальний берег написаны светлыми красками, абрис храма выделен полупрозрачной жидкой краской, здание лишено пластического объема. Образ из Исторического музея повторяет сфор­мировавшуюся в начале XX в. иконографию новопрославленных святых2: неизменно изобража­ется дерево за спиной святого, река с каменистыми берегами и собор, рядом с которым указыва­ется место его упокоения.

Подобные небольшие иконы, видимо, создавались в Тобольской епархии для многочислен­ных паломников.

Публикации: Духовные светочи России. С. 75—76; Апостолы Нового времени. С. 21; Россия. Православие. Культура. С. 11.

Происхождение

Поступила из вещей, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами (запись 1922 г.)

Библиография