Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 1996 г. (Т.А.Забелина, ГИМ)
Размер: 9,5 х 8,5
Автор: Нет данных
Материал: перламутр, смешанная техника; медь, бархат
Персоналии: Святитель Тихон Задонский
Уточняющая датировка: 19 в. Вторая Половина
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Поясное
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), через год после иноческого пострига (1758) стал архимандритом тверского Желтикова, затем Отроча монастырей и ректором Тверской семинарии. В 1763 г. святитель был поставлен на Воронежскую кафедру, где занимался просвещением народа, монашества и духовенства, церковным строительством, обращением старообрядцев; боролся с язычеством. Его служение в Воронеже длилось четыре года и семь месяцев. «Почти непонятно, как у одного человека сил доставало для такой многообразной деятельности, принесшей столько благотворных действий для целого края!», — писал биограф святителя1. После ухода на покой в 1767 г. святитель Тихон до конца жизни подвизался в Задонском Богородицком монастыре. В 1779 г. удалился в затвор. Его имущество умещалось в котомке, но ке-лия, где святитель предавался богомыслито и писал духовные наставления, была заполнена книгами. «Истинная молитва от размышления бывает, того ради молитву с размышлением и начинать и творить должно», — писал он. Погребен святитель в 1783 г. под алтарем соборного храма. В 1826 г. было издано полное собрание его творений, составившее 16 томов. При сооружении в 1846 г. нового собора был открыт склеп: кирпичи от ветхости обвалились, повредив гроб, но архиерейское облачение оказалось целым, мощи — нетленными. Архиепископ Воронежский Антоний писал в письме обер-прокурору Синода графу Н.А. Протасову: «не могу пред вами скрыть того неземного восторга, которым исполнена была душа моя при виде нетленного тела преосвященного Тихона»2. При гробе совершались исцеления. В 1861 г. состоялось прославление святого и торжественное открытие мощей3.
Иконописание синодального периода связано с развитием особого жанра — портрета духовного лица. Портреты епископа Тихона создавались при его жизни, но художникам приходилось писать святителя незаметно для него, например, во время трапезы у помещика или губернатора. Одно из наиболее ранних изображений — «Образ святого Тихона епископа, нового чудотворца Задонского» — было создано по видению прапорщика Якова Машонова около 1788 г., задолго до канонизации, за что почитатель был осужден церковным и светским судом. В 1846 г. проводилось первое открытие мощей святителя Тихона, оказавшихся нетленными, тогда же было написано изображение со святых мощей, поскольку выяснилось, что «главного самого не имеем, то есть верного изображения свт. Тихона»4. В 1861 г., при втором открытии мощей, в Задонск из Ельца привезли несколько изображений Тихона. Прижизненный портрет, созданный около 1764 г., подаренный святителем другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину, был признан наиболее точным в передаче его облика. В дальнейшем иконы святителя Тихона — в архиерейской мантии, клобуке, с жезлом в левой руке — писались с этого образца, утвержденного Святейшим Синодом к канонизации святого.
Икона из ГИМ — овальной формы, написана на перламутреs и обрамлена тонким кольцом позолоченной оправы. Темный силуэт святителя ясно читается на мягко сияющем всеми оттенками радуги перламутре, покрытом лаком, благодаря чему поверхность со временем приобрела теплый золотистый тон. По краям, уходящим в глубину, художник пригасил сияние краской. Подробно написанные им светлые части изображения (лик, благословляющие персты) выступают вперед, приобретая объем на фоне темного силуэта. Для изображения лика художник выбрал наиболее выпуклую часть ассиметричной пластины. Вокруг главы святого, благодаря бликующей поверхности раковины, образуется радужное сияние. Художник использует естественное, постоянно меняющееся от светового луча сияние перламутра вокруг главы святителя, не ограничивая его нимбом, а помещая фигуру в подвижное сияющее пространство, подобно тому, как в древности делали византийские мозаичисты, меняя направление золотых кусочков смальты вокруг изображения. Полупрозрачно, сохраняя свечение фона, он пишет панагию и синюю мантию с источниками — красными и белыми полосами, символизирующими струи источников божественной мудрости. Аристократизм облика святителя сочетается с кроткой нежностью и вниманием во взгляде. Удлиненные пропорции, маленькие изящные руки с тонкими пальцами придают образу некоторую хрупкость, но вместе с тем служат художнику для выражения тонкой внутренней организации, высокой духовной жизни подвижника. «Ничем невозмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к немощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим, — все в нем наставляло на стезю заповедей Господних», — говорил в Слове на открытии мощей святителя Тихона митрополит Исидор в 1861 г.6
Поступила в 1923 г. в составе коллекции Строгановского музея