Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Рестарвция 2005 г. (А.Д.Марченкова, ГИМ)
Размер: 34,2 х 28
Автор: Алексей Андреев
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь с младенцем, святые Антоний и Феодосий Печерские
Уточняющая датировка: 18 в. начало
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Тронное
Согласно церковному преданию, эта икона1 была написана печерским иноком Алипием (ум. 1114), первым знаменитым русским иконописцем, и находилась в Успенском соборе Кие-во-Печерского монастыря. Сохранившийся древний список с нее — Свенская икона Богоматери2 (XIII в., ныне в ПТ), на которой Богородица изображена на престоле, держащей Спаса Эммануила перед собой; по сторонам от нее — святые, «первоначальники» иночества на Руси, преподобныне Антоний и Феодосии Печерские, к ним и обращено благословение Иисуса Христа.
Преподобный Антоний — основатель Киево-Печерского монастыря (ум. 1073), родился в Лю-бече, принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей, вернулся на Русь и поселился в варяжской пещере на берегу Днепра. После основания монастыря жил в затворе 40 лет, но оставался непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на Киевские Горы благословение и аскетический опыт Святой Горы. Мощи его пребывают под спудом в Ближней пещере3.
Преподобный Феодосии (около 1036—1074) — игумен Киево-Печерского монастыря, «общих житий начальник», введший в монашескую практику общежительный Студийский устав. Родился в г. Василеве, детство провел в Курске. В 1055—1056 гг. ушел с паломниками в Киев, поселился в пещере вместе с преподобными Никоном4 и Антонием. Под руководством и по инициативе Феодосия были возведены многие строения монастыря, в том числе знаменитый Успенский собор. Феодосии — автор двух посланий, восьми поучений и одной молитвы («За вся крестьяны»). 14 августа 1091 г. состоялось перенесение его мощей из Дальней Феодосиевой пещеры в Успенскую церковь. При нашествии Батыя в 1240 г. мощи положили под спуд у западной двери храма"'.
Изображение Антония и Феодосия по сторонам от трона Богоматери соотносится с рассказом зодчих из Царьграда, которым во Влахернах явилась Богородица вместе с основателями Киево-Печерского монастыря. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в начале XII в. в монастыре имелись иконы преподобных, . Считается, что древняя Свенская икона (ГТГ) сохранила портретные черты великих подвижников.
Церковное почитание Антония и Феодосия вне стен Киево-Печерского монастыря началось с рубежа XIV—XV вв. В Москву местночтимую икону из Свенского монастыря привез Иван Грозный на поновление; образ был возвращен в новой богатой ризе между 1563 и 1583 гг. Тогда же с иконы был сделан список «в меру и подобие» и поставлен в Успенском соборе6. Однако широкое распространение иконография Печерской Божией Матери получила в Москве с середины XVII в., после присоединения Украины к России в 1654 г. Тогда же при церкви Ризоположения в Московском Кремле для чудотворной Печерской иконы была построена часовня7 (разобрана в 1920-е гг., образ утрачен).
На иконе преподобный Антоний предстоит Богоматери справа, чем подчеркивается приоритет его заслуг как основателя монашества на Руси. Цвет облачений святых, форма бороды соответствуют описанию в иконописных подлинниках: «в схиме, около главы кудрецы малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы»8.
Преподобный Феодосии «подобием сед, власы просты, брада подолее Власиевы, на конец повилась мало космочками маленкими тонкими надвое, ризы преподобнические, багряные темные, испод вохряная, схима на плечах»9. Лики исполнены в живоподобной манере. Жест Антония, прижавшего руку к груди, не характерен для древнерусской традиции, где святой изображается с простертыми в молитве руками, он типичен для южнорусских памятников. На свитках у печер-ских подвижников воспроизводятся цитаты из патерика. Такие же тексты — у преподобных на киевских гравюрах.
К иконографии Богоматери Печерской обращались ведущие царские изографы Симон Ушаков, Кирилл Уланов. Можно предположить, что представленный иконографический извод имеет композиционное сходство с не сохранившейся до наших дней почитаемой иконой, например, святыней из кремлевской часовни. К характерным «киевским» деталям относится форма трона Богоматери, невысокий подиум, жест преподобного Антония. В киевских изводах «Богоматери Печерской с предстоящими» Антоний изображен всегда справа от Богоматери.
Иконописец Алексей Андреев работал в Москве в первой четверти XVIII в., выполняя заказы церкви и частных лиц. В своем творчестве он следовал традициям Оружейной палаты.
Из старых поступлений