Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Сильвестр Обнорский

Реставрация: нет данных

Размер: 11 х 8

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера, позолота

Персоналии: преподобный Сильвестр Обнорский

Уточняющая датировка: 19 в. Конец - 20 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Преподобный Сильвестр Обнорский (ум. 1379) —ученик Сергия Радонежского. После послу­шания в Троице-Сергиевом монастыре он удалился в леса и стал пустынножителем. В Воло­годских землях, около реки Обноры, основал храм в честь Воскресения Христова и устроил мона­стырь. После кончины преподобного над его гробом была сооружена часовня, позднее на ее месте возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1825 г. — каменный Воскресенский храм, в котором покоились мощи преподобного Сильвестра в раке. Воскресенский монастырь, упразд­ненный в 1764 г., стал приходской церковью1. Храм Воскресения Христова, возведенный в 1825 г., существует и сегодня.

Житие преподобного не дошло до наших дней, но сохранились описания его посмертных чу­дес. Местное почитание началось не позднее второй половины XVI столетия2. Точных сведений об официальной канонизации не сохранилось. Иконография святого, вероятно, складывается в XVII в., самое раннее известное нам изображение представлено в памятнике шитья. Это по­кров на раку3, происходящий из Воскресенской обители. Каноническое описание святого приве­дено в текстах иконописных подлинников: «Сед, брада Власиева, покороче, не раздвоилась, власы не с ушей, схима»; «Надсед аки Варлаам Хутынский, в схиме, риза преподобническая»4. В представ­ленном памятнике сохраняется традиционная иконография: прямоличное поколенное изображе­ние Сильвестра в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, а в левой держит свиток. В верхнем левом углу помещено изображение Спаса Нерукотворного. Письмо упрощенное, изо­бражение складок одежд выполнено линейно, схематично. Эти особенности сближают данный образ с народной иконой. Подобные небольшие образки, без ковчега, были в хождении среди па­ломников в конце XIX — начале XX в.

Происхождение

Поступила в 1927 г из Государственного музейного фонда. Север Ярославских земель

Библиография