Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 11 х 8
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера, позолота
Персоналии: преподобный Сильвестр Обнорский
Уточняющая датировка: 19 в. Конец - 20 в. Начало
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Поясное
Преподобный Сильвестр Обнорский (ум. 1379) —ученик Сергия Радонежского. После послушания в Троице-Сергиевом монастыре он удалился в леса и стал пустынножителем. В Вологодских землях, около реки Обноры, основал храм в честь Воскресения Христова и устроил монастырь. После кончины преподобного над его гробом была сооружена часовня, позднее на ее месте возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1825 г. — каменный Воскресенский храм, в котором покоились мощи преподобного Сильвестра в раке. Воскресенский монастырь, упраздненный в 1764 г., стал приходской церковью1. Храм Воскресения Христова, возведенный в 1825 г., существует и сегодня.
Житие преподобного не дошло до наших дней, но сохранились описания его посмертных чудес. Местное почитание началось не позднее второй половины XVI столетия2. Точных сведений об официальной канонизации не сохранилось. Иконография святого, вероятно, складывается в XVII в., самое раннее известное нам изображение представлено в памятнике шитья. Это покров на раку3, происходящий из Воскресенской обители. Каноническое описание святого приведено в текстах иконописных подлинников: «Сед, брада Власиева, покороче, не раздвоилась, власы не с ушей, схима»; «Надсед аки Варлаам Хутынский, в схиме, риза преподобническая»4. В представленном памятнике сохраняется традиционная иконография: прямоличное поколенное изображение Сильвестра в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, а в левой держит свиток. В верхнем левом углу помещено изображение Спаса Нерукотворного. Письмо упрощенное, изображение складок одежд выполнено линейно, схематично. Эти особенности сближают данный образ с народной иконой. Подобные небольшие образки, без ковчега, были в хождении среди паломников в конце XIX — начале XX в.
Поступила в 1927 г из Государственного музейного фонда. Север Ярославских земель