Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Михаил Клопский с житием

Реставрация: Реставрация 1990 - х гг. (А.И.Гоголева, ГИМ)

Размер: 131 х 115

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Преподобный Михаил Клопский

Уточняющая датировка: 17 в. Конец - 18 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Состав клейм: 1. Приход преподобного Михаила в Клопский монастырь; 2. Пономарь видит преподобного Михаила, пишущего перстом на песке; 3. Изведение источника преподобного Михаилом на песке; 4. Преподобный Михаил благословляет князя Кон­стантина (Дмитриевича) на создание каменной церкви; 5. Чудо при строительстве: воз­ведение храма незримой силой; 6. Освящение каменной церкви Троицы; 7. Избиение монастырских крестьян посадником Григорием Посахно; 8. Покаяние посадника Григо­рия и исцеление его преподобным Михаилом; 9. Пророческое предупреждение препо­добного Михаила враждующим новгородцам — Олоферию Ивановичу и Ивану Семено­вичу Лощинскому; 10. Поражение расслаблением Олофсрия Ивановича; И. Погребение игумена Феодосия; 12. Предречение преподобного Михаила о месте своего погребе­ния; 13. Преставление преподобного Михаила; 14. Погребение преподобного Михаила;

  1. Преподобный Михаил избавляет купца Михаила Маркова от потопления на море;
  2. Купец Михаил приходит в Клопский монастырь к преподобному Михаилу принести
    хвалу Богу.

    Преподобный Михаил Клопский (ум. 1453 или 1456) — блаженный, чудотворец, новгород­ский святой. Подвизался в Троицком Клопском монастыре, основанном в конце XIV — на­чале XV в. к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильмень, на берегу р. Веряжи. Он никому не открывал своего происхождения и имени, но, по преданию, посетивший обитель князь Кон­стантин Дмитриевич, сын московского князя Дмитрия Донского, узнал в нем «своитина»: Михаил был сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка, героя Куликовской битвы, и Анны Ива­новны, сестры Дмитрия Донского1. Уникальное по составу житие преподобного Михаила Клоп-ского представляет собранные в единое повествование устные рассказы о юродивом насельнике, духовном руководителе и прозорливом старце, записанные в монастыре.

    Преподобный пребывал в монастыре 44 года, принял на себя подвиг юродства Христа ради, стал примером аскетического монашеского подвига. По его молитвам во время засухи в мона­стыре забил источник (клейма 2—3), в голодный год в монастырских амбарах не переводился хлеб, раздаваемый для пропитания голодающим. Блаженный имел дар прозрения, обличал корыстолю­бие бояр, предупреждая их о неминуемой расплате, предсказал упадок Новгорода и присоедине­ние его к Московскому княжеству.

    Житие преподобного Михаила содержит сведения о людях, игравших заметную роль в исто­рии Новгорода и Москвы XV в.

    На публикуемой иконе изображены реальные исторические лица: углический князь Кон­стантин Дмитриевич, младший сын великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (клейма 4—5); посадник Григорий Кириллович Посахно, крупный землевладелец, заметная фи­гура в политической жизни Новгорода в 1430-е гг. (клейма 7—8); игумен монастыря Феодосии, занимавший владычный престол в Новгороде, позднее отстраненный боярами и вновь вернув­шийся в монастырь (клейма 1, 3,11); Олиферий Иванович и Иван Семенович Лощинские — нов­городские бояре2 (клейма 9—10).

    Преподобный Михаил Клопский, судя по количеству списков жития3, был очень почитаемым в Новгороде святым, но изображения его крайне редки. В иконописных подлинниках основное внимание изографами уделялось созданию образа монаха: «брада аки Варламова, надсед, в схиме, ризы преподобнические». Подчеркнут аскетизм его облика: «блед и худощав», «волосы просты»4. В некоторых случаях, чтобы выделить подвиг юродства святого, предписывалось изображать пре­подобного Михаила босым и в укороченной ризе5. В публикуемом памятнике очевидно стремле­ние иконописца передать узнаваемые черты внешнего облика святого, а в подборе клейм — под­черкнуть его роль как духовного отца и наставника, создателя устава обители6. Важное значение придается конкретным деталям топографии (почти в каждом клейме присутствует изображение реки Веряжи), а также особенностям архитектурных строений.

    Манера письма характерна для традиционного направления «поздней» Оружейной палаты: лики написаны с элементами светотеневой проработки; в фон введены «пейзажные» холмы, нов­городская архитектура с щипцовыми крышами; одежда бояр — расцвеченные орнаментом шубы, щеголеватые «голландские» воротнички и красные сапожки. Декоративность цветового пятна, эмоциональная насыщенность и цельность образов сродни памятникам народного искусства. Обобщенные силуэты, традиционный рисунок разделок складок, намеренная скупость живо­писных приемов, монохромность свидетельствуют о консерватизме художественной традиции. Интересно, что в сюжетах клейм отсутствуют откровенные «промосковские» сюжеты.Новгородская поздняя иконопись мало исследована. Специалисты обнаруживают в памятни­ках рубежа XVII—XVIII вв. выраженное пристрастие к изображению местных святых, в чем про­является стремление возродить значимость древнего Новгорода, найти духовную опору в святых и святынях для русской государственности в период мировоззренческих изменений Нового вре­мени. Создание публикуемого памятника может быть отнесено к годам пребывания на новгород­ской кафедре митрополита Иова (1696—1716), его политика была направлена на возрождение основ духовной и художественной жизни, преемственность древних традиций7. Б этот период в Клопском монастыре проводились ремонтные работы, в частности, был расписан Троицкий храм, где покоились мощи преподобного Михаила. Видимо, тогда же, как список с более древ­него, храмового, образа собора XVI и. (построенного в 1562 г. при Иване IV), мог быть создан пуб­ликуемый памятник

Происхождение

Икона Новгородского письма.

Фрагменты

Библиография