Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация оклада - 2014 г., иконы - 2015 г. (С.Л.Чавушьян, А.В.Кубанова, ГИМ)
Размер: 33 х 27,7
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера, оклад - 1780 г. Москва
Персоналии: преподобный Пафнутий Боровский
Уточняющая датировка: 18 в. Конец
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Преподобный Пафнутий, игумен Боровский (в миру Парфений, 1394—1478), канонизирован Собором 1547 г. к общецерковному почитанию1. В Боровске им был основан Богородице-Рождественский монастырь, где впоследствии преподобный и был погребен. В 1531 г. митрополит Московский и всея Руси Даниил (1522—1539) с собором епископов благословил петь канон и читать на богослужении житие преподобного Пафнутия2.
Икона простого письма представляет Пафнутия в молении образу Спасителя. Редкий по технологическому и художественному исполнению серебряный оклад был заказан для украшения образа святого, что, согласно апостольскому преданию, «прославляется как истинное благочестие»3. Оригинальное художественное решение оклада отражает особенность развития техники ажурной скани в Москве в последней четверти XVIII в. Характерный узор сетки из четырехле-пестковых цветков и пальметт, выполненный методом пропила поверхности с накладной сканью, украшенный зернью и эмалью зеленого и синего цветов, создает произведение нового по существу вида ювелирного мастерства. При помощи драгоценного ажурного плетения художник передает схему изображения преподобного, рисунком и цветовыми пятнами выделяет смысловое и символическое значение элементов иконографии.
Мастер серебряного
дела Федор Андреянов (1780—1826). Серебро, эмаль; чеканка, скань, зернь,
золочение. 33,0 X 27,7
Происходит из собрания Л.К. Зубалова
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея