Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 66,5 х 41
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Александр Свирский с житием
Уточняющая датировка: 18 в. Начало
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Сюжеты в клеймах
Левая створка: 1. Архангел Гавриил (фрагмент из «Благовещения»); 2. Пострижение Амоса во иноческий образ; 3. Умерщвление плоти преподобным Александром; игумен благословляет его на уход из монастыря для безмолвия и уединения; 4. Преподобный Александр находит место для своего пребывания, указанное ему свыше; 5. Преподобный, отправившись за водой, слышит глас, предрекающий ему скорый приход людей, которым он «наставник... буди ко спасению»; 6. Охота Андрея Завалишина; 7. Благословение Андрея Завалишина преподобным Александром; 8. Искушение бесовское; 9. Явление ангела преподобному Александру.
Правая створка: 10. Богоматерь (фрагмент из «Благовещения»); 11. Явление преподобному Александру Господа в образе трех ангелов; 12. Преподобный получает повеление поставить церковь во имя Пресвятой Троицы; 13. Ангел указует ему на место, где должно возвести храм; 14. Поставление архиепископом Серапионом преподобного Александра в иереи; 15. Умножение братии монастыря и постройка первой церкви; 16. Видение Даниила; 17. Видение преподобному Александру Богоматери над основанием церкви Покрова. 18. Преставление преподобного
Створки складня с изображением сцен жития преподобного Александра Свирского, скорее всего, закрывали киот с его ростовым образом. На створках помещено 16 клейм, которые сюжетно охватывают весь монашеский период его жизни: от пострижения до преставления. В ки-левидном завершении створок помещено «Благовещение».
О жизни и подвигах преподобного повествуется в житии, созданном его учеником и преемником на посту игумена Иродионом. Пространные надписи, сопровождающие каждое клеймо, близки к тексту жития.
Согласно житию, преподобный Александр Свирский (1448—1533) родился в семье крестьян в селении Мандера, недалеко от Ладожского озера. Родители долго молились о рождении ребенка, прежде чем у них родился сын, нареченный в крещении Амосом. В 19 лет юноша тайно оставил родной дом и ушел на Валаам в Спасо-Преображенский монастырь. По дороге, перейдя реку Свирь, около Рощинского озера, он услышал голос, возвестивший ему, что на этом месте он построит обитель. После семилетнего послушнического искуса Амос принял монашеский постриг. С принятия иноческих обетов и наречения ему нового имени — Александр начинается «рассказ» иконописца (клеймо 2). В Валаамской обители Александр прожил многие годы в ежедневных тяжелых трудах, непрестанных молитвах, подвигах умерщвлении плоти (клеймо 3). В 1485 г. по благословению игумена Александр, в поисках уединения, удалился на Рощинское озеро, недалеко от города Олонца2, где на месте, указанном ему свыше, устроил себе хижину. Иконописец, напоминая о первых проявлениях Божественной помощи святому, изобразил рядом с ним ангела, сопровождавшего юного Амоса к Валаамскому монастырю (клеймо 4). На пути к источнику преподобный Александр услышал голос, предрекший основание на этом месте монастыря (клеймо 5). Первый человек, которого старец увидел после семи лет уединения и аскетических подвигов, был Андрей Завалишин, во время охоты чудом выведенный к жилищу преподобного (клейма 6, 7). С этого времени слава о старце стала распространяться, а жаждущие спасения стали приходить к нему.
Патерики, посвященные иноческой жизни, повествуют о различных искушениях, одно из них — явления темных сил. У преподобного Александра было и это испытание, но, как «твердый адамант», он пребывал непоколебимым, «вооружаясь постом и молитвою» (клеймо 8).
Вскоре Александру явился ангел Господень, который возвестил, что ему предстоит построить на месте «отходной пустыньки» церковь (клеймо 9). В 7016 (1508) г. старец удостоился посещения Пресвятой Троицей (клеймо 11) и получил указание о скором устройстве монастыря для спасения страждущих (клеймо 12). Еще одно подтверждение воли Господней получил старец, когда ему явился ангел и указал место строительства храма (клеймо 13). Со временем число братии умножалось, обитель расширялась (клеймо 15). В 1506 г. преподобный был рукоположен в иереи и вскоре удостоился игуменского сана (клеймо 14).
Почитателям старца открывались тайны будущей жизни: некому Даниилу в болезни было сновидение, из которого он узнал, в каких небесных обителях уготовано место преподобному Александру (клеймо 16). Сам преподобный, не раз получавший указания свыше, когда началось строительство Покровской церкви, во время ночного молитвенного бдения увидел Богоматерь с младенцем Христом над основанием строящегося храма (клеймо 17). Эта церковь была построена в 1533 г. при жизни святого на средства великого князя Василия Ивановича.
О приближении своей кончины старец сообщил братии заранее. Скончался он в 1533 г., 85 лет от роду. В заключительной сцене цикла — преставлении (клеймо 18) — иконописец изобразил гроб с телом усопшего старца, окруженный молящейся братией, на фоне деревянных построек монастыря и небольшого каменного храма Покрова.
Почитание преподобного. Александра началось сразу же после его кончины, а через 14 лет состоялась общецерковная канонизация на Соборе 1547 г. Перед его прославлением в 1545 г. игуменом Иродионом было написано житие; вероятно, им же в год канонизации составлена служба3. Уже в 1561 г. в честь Александра Свирского освятили придел московской церкви Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), так как одна из побед Казанского похода Ивана Грозного связывалась с помощью этого святого.
В 1641 г. состоялось обретение нетленных мощей святого. Как сказано в «Сказании о некоторых чудесах преподобного Александра, бывших по кончине у его гроба», новгородский митрополит Афоний присутствовал при освидетельствовании мощей, сам откинул с лика святого схиму и сравнил его образ на житийной иконе, написанный много лет назад (вероятно, в XVI в.), с мощами. Затем архимандрит и весь синклит возгласили: «...воистину сей есть преподобный отец Александр Чудотворец»4.
Житийные циклы на иконах святых большей частью начинаются с их рождения и включают крещение, принятие пострига, поставление в иереи, преставление и чудеса, в которых проявляется данная им свыше благодать. На створках из собрания ГИМ рассказ начинается с пострига, за ним следует рассказ об аскетических подвигах святого (клеймо 13), затем — сцены, где показаны проявления высших сил, ведущих святого по жизненному пути. Исключение — клейма 14 и 15. В одном показано, как преподобный рукополагается и тем самым получает благодать священства, в другом мы видим устроение им монастыря и умножение братии, т. е. исполнение Божией воли. «Искушение бесовское» (клеймо 8) только подчеркивает постоянную помощь святому, которому по молитвам даются силы, делающие его твердым, как «адамант». Такие важные события, как рождение святого, чудесное обретение дара учения, ранний уход из родительского дома, автор пропускает. Главной темой произведения он сделал монашескую жизнь Александра и его постоянную молитвенную связь с высшими силами, и именно это окрашивает житие святого в исключительные, непохожие на другие житийные тексты, тона. Такая программа, скорее всего, говорит о принадлежности заказчика иконы к духовному сословию или о монастырском заказе.
На рубеже XVII—XVIII вв. иконы основателя Александро-Свирского монастыря для многочисленных паломников нередко писали в Олонце5. Но почитание преподобного Александра было распространено по всей России, иконы подвижника создавались в разных регионах. Створки из собрания ГИМ имеют художественные особенности, которые позволяют предположить, что они происходят из Верхневолжья: сильно разбеленные тона, обилие собственно белого и лазоревого указывают, как кажется, на тверские земли
Из вещей, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами, запись 1922 г.