Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Нил Столобенский

Реставрация: Рестарвция 1925 г. (Е.И.Брягин); 1998 г. (М.Э.Прошина, МАХУ памяти 1905 года)

Размер: 31 х 27

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Преподобный Нил Столобенский

Уточняющая датировка: 17 в.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Преподобный Нил Столбенский (Столобенский) родился в конце XV в. в новгородских землях, в отрочестве принял постриг в псковском Крыпецком монастыре, основанном преподобным Саввой Крыпецким. Около 1515 г. покинул обитель, построил келью и часовню на реке Серемхе, в 25 верстах от острова Столобного, и остался там пустынножительствовать. Вскоре местные жи­тели узнали о нем и стали приходить к иноку за советами и наставлениями. Через 13 лет в поис­ках уединения преподобный Нил ушел на остров Столобный на озере Селигер, выкопал пещеру, возвел часовню и келью, в которой провел 27 лет жизни в постоянных молитвах и безмолвии, строгом посте, сам добывая себе пропитание. По обету святой совершал особый аскетический по­двиг — «нележания на ребрах»: по примеру древних столпников, он не ложился спать, а отдыхал, опираясь на крюки, вбитые в стену кельи. Наделенный даром прозрения, он знал о дне своей кон­чины: ископав себе могилу и истесав гроб, умер 7 декабря 1554 г.2

Перед смертью преподобный Нил предрек основание в будущем на месте его подвигов оби­тели. В 1591—1594 гг. на острове Столобном почитателями подвижника была построена Богояв­ленская церковь, а в 1594 г. патриарх Иов дал грамоту на открытие общежительного монастыря. К концу XVI в. можно уверенно говорить о сформировавшемся местном почитании преподобного Нила, хотя точный год общерусской канонизации неизвестен-5. Возможно, ее можно отсчитывать от 1756 г., когда имя Нила было внесено в святцы4.

Житие преподобного написано в 1598 г. монахом вологодской Герасимовой пустыни Фило-феем Пироговым на основании воспоминаний и свидетельств о святом, собранных иноком Гер­маном, первым игуменом Ниловой пустыни5. В житии рассказывается о создании первой иконы Нила Столбенского монахами из тверского Вознесенского Оршина монастыря и возложении об­раза на гробницу преподобного. Иконописцы основывались в своей работе на рассказах местных жителей, еще помнящих святого старца. Позднее, помимо традиционных живописных икон, полу­чили распространение и пользовались большой любовью у почитателей «второго Симеона Столп­ника» (как называли Нила) скульптурные образы, в которых он изображался сидящим, опирав­шимся на крюки, т. е. в том положении, в каком был найден усопшим.

Первоначальная Нилова пустынь была деревянной. Игумен Герман (ум. 1614) построил ча­совню над гробницей Нила, Богоявленскую церковь, колокольню — столб дубовый, а также кельи.

В Смутное время монастырь пришел в совершенное запустение. В 1614 г. игуменом монастыря стал Нектарий (Теляшин) (1587—1667)6, уроженец расположенного неподалеку от монастыря села Осташкова.

Остров Столобный принадлежал боярину Б.М. Лыкову, родственнику царя Михаила Феодоро-вича. Боярин оказал монастырю большую помощь, сделав крупные вклады, вслед за ним иноков поддержали князьДмитрий Пожарский, князья Трубецкие и др. Это дало возможность Нектарию возродить обитель. В 1622 г. он построил деревянную Покровскую церковь, в 1635 г. вместо сго­ревшего Богоявленского храма возвел новый, который поставили на месте гробницы преподоб­ного Нила.

На иконе из собрания ГИМ изображен заросший лесом остров Столобный, окруженный во­дами Селигера. Справа показан преподобный Нил в молении к благословляющему его Иисусу Христу. Перед преподобным на поземе — монастырский ансамбль, заключенный в деревянную ограду. Рубленые стены имеют малые и большие ворота; над последними возведена четырех­угольная в плане шатровая колокольня с кокошниками и маленькой, венчающей шатер, главкой. В проемах звона видны колокола. В центре ансамбля стоит трехъярусный Богоявленский собор с кровлей-каскадом, с тремя луковичными главками на невысоких барабанах. Этот храм, видимо, принадлежал по своей конструкции к особым деревянным церквам-башням, в которых четве­рики-срубы, уменьшавшиеся в размерах, ставились один на другой, а верхний сруб увенчивался главкой. Каждый четверик перекрывался на восемь скатов. К основному объему примыкали при­рубы — алтарь и притвор-сени7.

В новом Богоявленском соборе показана рака преподобного Нила, над которой помещен об­раз Спаса Эммануила. На раке лежит, вероятно, первый образ святого, о котором повествовалось в житии Нила. Левее, на втором плане, помещена перекрытая двускатной кровлей церковь По­крова Богородицы клетского типа, с небольшим шатром, увенчанным главкой. Перед нею — по­строенная еще преподобным Германом колоколенка — столб дубовый с колоколами в проемах. Икона передает облик монастыря 30—40-х гг. XVII в., времени игуменства преподобного Некта­рия. Очень близкие публикуемому образу произведения имеются в разных собраниях8. Вероятно, эта иконографии была разработана в Ниловой пустыни, а образы предназначались для многочис­ленных паломников.

Происхождение

Поступила в 1930 г в составе собрания А.С.Уварова

Фрагменты

Библиография