Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Антоний Сийский, преподобный

Реставрация: нет данных

Размер: 30 х 23,5

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера; холст (рубашка); оклад - серебро, басма

Персоналии: преподобный Антоний Сийский

Уточняющая датировка: 17 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона была преподнесена в 1635 г. в дар царевичу Алексею Михайловичу. Согласно житию2, преподобный Антоний Сийский (1478—1557) родился в крестьянской семье в селе Кехта на Северной Двине, недалеко от Архангельска, основанного позднее. В 7 лет его отдали учиться, позднее родители благословили его обучаться «иконному писанию». После смерти родителей Андрей (имя, данное при крещении) в 25 лет отправился в Новгород, посту­пил на службу в боярский дом и женился. Но вскоре супруга умерла. Смерть настигла и его по­кровителя. Андрей вернулся домой, раздал имущество и ушел странствовать. В 1508 г. принял постриг в Преображенском монастыре в Каргополье. Настоятель обители преподобный Пахомий Кенский стал наставником новоначального инока. Со временем Пахомий благословил своего уче­ника на священство.

В 1513 г. Антоний в поисках пустынного места для уединенной молитвы вместе с двумя мо­нахами ушел из монастыря. Им пришлось долго странствовать, пока преподобный не вышел к по­луострову на Большом Михайловском озере. На этом месте, близ реки Сии, крестьяне нередко слышали колокольный звон и пение. В 1520 г. здесь построили часовенку, а позднее на этом месте образовалась Сийская Троицкая обитель.

Обустройству монастыря способствовали пожалования государей Василия III и Ивана IV, покровительствовавших монастырю и его игумену. В начале 1520-х гг. был построен деревян­ный Троицкий собор, позже — Благовещенский, с трапезной, и надвратная Сергиевская церковь. В благополучные годы преподобный Антоний Сийский не раз уходил из обители ради многотруд­ного отшельнического жития, оставляя вместо себя опытного инока3. Преставился преподоб­ный в 1557 г.

Хотя с иконописным ремеслом святой был знаком с юности, об иконах его письма из­вестно немного4. Чтимому образу Троицы Ветхозаветной, к созданию которого был причастен преподобный, посвящено сказание, вошедшее в состав монастырской рукописи XVII в.5 В нем говорится, что «препросто иконописательство его (преподоюного Антония) бысть»^. Однако в памяти народной сохранилось предание, отразившееся в иконописном подлиннике XVIII в., о том, что Антоний Сийский «был иконописец преизряден».

Общецерковная канонизация преподобного Антония состоялась в 1579 г. К его прославлению ученик Антония инок Иона составил житие. Оно было передано сыну Иоанна Грозного царевичу Иоанну с просьбой составить новую редакцию, похвальное слово и службу святому. В XVII в. была создана еще одна редакция жития, а также новая служба".

После канонизации начала складываться иконография преподобного. Его облик в иконо­писных подлинниках обрисован очень выразительно: «Сед, плешив, лицем скуд, брада рассохата, пять космочков, аки Антония Печерского поуже, риза преподобническа, испод празелень з бели-лом»10. Как правило, в иконах святого присутствует образ Троицы, напоминающий о посвящении монастыря. В публикуемой иконе образ Антония точно соответствует подлиннику. Удлиненный аскетический лик, высокий лоб с залысинами, седые волосы и довольно длинная борода с «кос-мочками» создают запоминающийся образ подвижника. Антоний представлен в молении Троице Ветхозаветной, изображенной в небесном сегменте. Открытые, яркие, гармонично организован­ные цвета, умелая передача формы позволяют говорить о блестящем мастерстве иконописца и на­поминают новгородские иконы того времени. Известно, что в Списком монастыре в XVII в. рабо­тали иконописцы, среди которых, учитывая давние связи и близость этого региона к Новгороду, могли быть и новгородцы. Для исполнения икон, предназначенных для подношения царскому семейству, выбирались лучшие мастера; как правило, эти иконы украшались серебряными окла­дами. Орнаментика серебряного басменного оклада и резного венчика, а также его конструкция имеют много аналогий в произведениях русских ювелиров XVII в.

Происхождение

Надпись чернилами скорописью XVII в. на холстяной рубашке,

закрывающей оборот: «143 /Государю Царевичу княз Алексею

Михайловичу»

Происходит из соборов Московского Кремля

Поступила в 1927 г. из Румянцевского музея

Фрагменты

Библиография