Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 27,3 х 33
Автор: Алексей Резухин
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Преподобный Феодосий Тотемский
Уточняющая датировка: 19 в. Начало
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Тип изображения: Поясное
Изображение мощей преподобного Феодосия Тотемского представлено в том виде, в каком они были обретены после 228 лет пребывания под спудом.
Почитание преподобного в XVII—XVIII вв. расширялось, хотя официальной канонизации не было. В XVII в. монастырские власти записывали многочисленные случаи исцелений, служили панихиды по основателю монастыря. Были написаны иконы Феодосия, причем первый образ создан со слов «самовидца» — инока, еще помнившего игумена. В XVIII в. в монастырских и городских храмах Тотьмы служили службы святому. Б самом монастыре в 1757 г. возвели заново холодную Вознесенскую церковь, в которой стояла рака с иконой преподобного, но место могилы основателя монастыря, судя по всему, было забыто, надгробная плита утрачена2.
В 1764 г. императрица Екатерина II издала Указ о штатных и заштатных монастырях, который послужил началом массового закрытия обителей3. За штат вывели и Спасо-Суморинский монастырь, который после этого стал приходить в упадок. К концу XVIII в. здесь оставалось несколько монахов. Незадолго до того построенная Вознесенская церковь пришла в такое плачевное состояние, что потребовалось ее разобрать. Именно при разборке храма 2 сентября 1796 г. был найден гроб и в нем обретены нетленные мощи. По вышитому на схиме имени установили, что это тело преподобного Феодосия, основателя монастыря.
В течение двух лет мощи оставались недоступны. 28 января 1798 г. после троекратного (!) их освидетельствования духовными лицами и проверки всех случаев исцеления состоялось прославление угодника Божия. Святейший Синод определил: «обретенное нетленное тело огласить за совершенные преподобного Феодосия Тотемского чудотворца святые мощи, с празднованием по прежнему установлению». Для мощей изготовили кипарисовую раку — в ней они и были положены в Вознесенском соборе монастыря.
После обретения мощей монастырь вновь пришел «в цветущее состояние», получили широкое распространение иконы с изображением останков преподобного Феодосия Тотемского во гробе. Эти образы предназначались для многочисленных паломников, стекавшихся со всей страны
на втором плане — город Тотьму. Изображение передает облик монастырского ансамбля, каким он был в самом конце XVIII в., — это подтверждается датированными иконами4. Позднее монастырь был значительно перестроен. На иконе представлена Преображенская церковь XVII в.; слева от нее — Вознесенский собор 1757 г.
Подобные иконы преподобного Феодосия с основанным им монастырем и городом Тоть-мой на поземе получили большое распространение в конце XVIII — начале XIX в., что связано с обретением мощей и всероссийской славой святого. Иконы, скорее всего, изготавливались то-темскими (возможно, монастырскими) иконниками для многочисленных паломников. В это же время была создана и икона из собрания ГИМ, в стиле исполнения которой еще заметны особенности, восходящие к живописи барокко. Однако в целом образ тяготеет к иконописи раннего классицизма.
В верхней части иконы надписи: справа — «Образ прпднаго Феодосш
Тотемскаго чюдотворца // обретены мощи его по 228 летехъ бывшия //
въ земли по 1796 годъ 2 сентября»; слева — «преставившагося въ 1568 году//
въ 28 день генваря //писалъ Лексей // Резухинъ 1800мъ гол году//
февраля 21 дня»
Поступила в 1926 г. в составе коллекции Строгановского музея