Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 22 х 17,4
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь с младенцем, преподобный Дорофей Югский
Уточняющая датировка: 19 в.Середина
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Сюжетная композиция
Согласно церковному преданию, преподобный Дорофей Югский (ум. 1622), постриженник Псково-Печерского монастыря, 5 мая 1615 г., стоя на молитве перед иконой Богоматери, услышал голос, призывающий его взять икону Богоматери «Одигитрия», пойти в родные места и основать там обитель. В житии повествуется о том, что сама Богоматерь выбрала место, где Дорофею должно было поставить монастырь: преподобный остановился для отдыха, поставил взятый с собой образ Божией Матери на сосну и уснул, а пробудившись, не мог снять икону с дерева. Чудо случилось у слияния рек Черной и Белой Юги, поэтому пустынь, основанная старцем Дорофеем, и икона получили название «Югских». Преподобный построил келью, потом часовню. К нему стали приходить местные жители. Вскоре от образа Богоматери начались исцеления, записи о чем сохранились в монастырских документах. Особо прославилась икона во время эпидемий чумы в 1654 и 1849—18S0 гг. в Рыбинске. Устроение Югской пустыни относится ко времени после кончины преподобного Дорофея, а расцвет обители был связан с укреплявшейся верой в чу-дотворения иконы Божией Матери. Монастырь строился и украшался, становясь крупнейшей и красивейшей обителью в ростово-ярославских землях1.
Старец Дорофей почитался в основанном им монастыре, к его помощи прибегали местные жители; гробница с возложенными на нее веригами была устроена в нижнем храме монастырского Троицкого собора. Но официальная канонизация последовала только в конце XX в., о чем свидетельствует включение имени святого в Соборы Псково-Печерских и Ростово-Ярославских святых. Об отсутствии официального акта причисления к лику святых говорит изображение старца без нимба на иконах XVIII—XIX вв., в том числе и на публикуемой. По этой же причине иконография святого известна именно в изводе «Явления иконы Богоматери Югской». Когда появились первые образы «Явления» — неизвестно; самые ранние из сохранившихся датируются XVIII в.
На иконе представлен коленопреклоненный Дорофей Югский — на ближнем берегу реки Юг, в молении перед стоящей на ветвях дерева Тихвинской иконой Богоматери, На противоположном берегу изображен величественный монастырский ансамбль сложной, исполненной в классицистическом духе архитектуры — с треугольными фронтонами и портиками, колоннадами и ротондальными формами. Пятиглавый Троицкий храм (в центре ансамбля) был освящен в 1811 г.2; Успенская пятиглавая (на первом плане) — в 1846 г.; одноглавая Молченская —в 1828 г.; Никольская — в 1842 г.; надвратная многоярусная колокольня — в 1857 г.3 Таким образом, монастырь, изображенный на иконе, относится уже к середине XIX в. Соответственно, икону можюно датировать этим временем, чему не противоречат и стилистические признаки, а также сочетание живописных и иконописных приемов, характерных для иконописи XIX в. Золотые фон и филенка, поля с опушью, масштабное и пространственное построение композиции соответствуют иконописным образам, в то время как древо изображено реалистично — живописными средствами переданы дуплистый ствол, корявые корни, кудрявая крона. Архитектурные постройки переданы условно, но очень точно показана панорама монастыря с южной стороны.
В 1920-е гг. пустынь была закрыта, здесь разместили детскую колонию, а в 1941 г. ее затопило Рыбинское водохранилище.
В 2008 г. приобретена у частного лица