Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 1965 г (Б.С.Виноградов, ГИМ)
Размер: 14,6 х 12,5
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богородица, Христос, Аввакум
Уточняющая датировка: 18 в. Начало
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция
Аввакум Петрович Кондратьев (1620—1682) — святой древлеправославной церкви, священномученик, исповедник, протопоп храма города Юрьевца (Юрьева-Повольского), писатель. В 1646—1653 гг. — деятельный член кружка ревнителей благочестия, группировавшегося вокруг царя Алексея Михайловича и ставившего своей целью укрепление благочестия, исправление богослужебных книг, утверждение единогласного пения и т. п.1 Борец за старую веру — против церковных преобразований царя и патриарха Никона. Автор обличительных посланий, челобитных об отмене «еретических» новшеств, а также автобиографического «Жития». С 1653 по 1663 г. находился в ссылке в Сибири (Тобольск, Енисейск, Даурия). После короткого пребывания в Москве в 1664 г. вновь был отправлен в ссылку в город Мезень, откуда в 1666 г. привезен в Москву. Тогда же на Большом Московском соборе расстрижен и предан анафеме. Затем последовали ссылки в Пафнутьев-Боровский монастырь, а с 1667 г. — в Пустозерск, где Аввакум был сожжен в срубе за «великие на царский дом хулы» и свои религиозные убеждения.
Протопоп Аввакум почитается старообрядцами всех согласий. Иконы этого святого, видимо, появились уже в конце XVII в.2 В начале XVIII в. была написана служба Аввакуму, Павлу Коломенскому и другим исповедникам и страдальцам3. Официально протопоп Аввакум и «иже с ним пострадавшие» были канонизированы в 1916 г. на Освященном соборе в Москве4.
Сюжетной канвой публикуемой иконы послужило видение протопопу Аввакуму, которое было ему в «Вознесеньев день» в тюрьме Николо-Угрешского монастыря после его расстрижения в 1666 г.5
Протопоп Аввакум изображен в рост, в молении, с Евангелием и свитком. На свитке — текст из «Послания братии на всем лице земном» 1669—1670 гг.6: «Братия мо//я возлюбле// иная и вожь//деленная//яже о Х(р)и(с)те//стойте т//вердо в ве//ре и незы//блемо стра//ха же че(лове)че//скаго неоубоитеся яко//с намо». В золотых облаках — Богородица и Христос «с силами многими». У Спасителя — свиток со словами из видения Аввакуму: «Рабе// мой н//е бойся аз// есмь». Таким образом Христос, Творец мироздания, беседует со Своим творением7
Происходит из собрания А.И. Хлудова
Поступила в 1923 г. из московского Никольского единоверческого
монастыря