Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 13,5 х 11
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, смешанная техника
Персоналии: Преподобный Серафим Саровский
Уточняющая датировка: 20 в. Начало
Век: 20
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Поясное
Небольшой образ преподобного Серафима Саровского (1754/1759—1833) создан в традиции, основанной на повторении его прижизненных портретов кисти И.С. Серебрякова и Д. Евстафьева2. Строгое цветовое решение, опись нимба, выполненная тонкой золотой линией, золотая надпись на темно-коричневом фоне вызывают в памяти первые портреты старца, на которых нимб и надписание имени святого появились позднее, во время его канонизации3, и лежат поверх первоначального красочного слоя. Одухотворенность образа старца изначально приближала его портреты к иконе. Часто в иконах времени Саровских торжеств иконописцы старались сохранять особый художественный строй ранних произведений. Такое повторение было важно и потому, что некоторые портреты старец лично вручил духовным детям как благословение, оставив ближним свое изображение в утешение и на молитвенную память.
Преподобный Серафим изображен в епитрахили, поручах и мантии — знаках священного сана и иноческого звания, с лестовкой в левой руке и десницей, поднятой для благословения. Считается, что иконография с жестом благословения появилась в Дивеевской обители в 1902 — начале 1903 г. Она объединила темы иноческого делания преподобного и служения ближним.
Иконография и палитра образа близки иконе «Преподобный Серафим Саровский благословляющий» «дивеевского» письма начала XX в. из Серафимо-Дивеевского монастыря. Однако некоторые детали делают «забелинский» образ особенным, отличным от других. В «дивеевской» иконе почти незаметна сгорбленность старца, а образ из музейного собрания заставляет вспомнить свидетельство «самовидца», художника В.Е. Раева: «маленький, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором»4. Художник подчеркивает в облике старца преклонные лета и глубокие морщины, памятуя о его подвижнических трудах, утеснении плоти, тысячедневной молитве столпника. Другая особенность иконы — большие, прозрачно-голубые глаза преподобного Серафима: «духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика», — образ буквально «живет» сиянием глаз, тихим светом лика на темном фоне5. Паломники вспоминали трепетное ощущение присутствия старца, возникавшее перед его портретами: лик «оживает», и они видят преподобного Серафима «как живого». В левом верхнем углу образа едва заметно написаны лучи — «иконный» свет, осеняющий преподобного. Такой свет встречается в изображениях его праведной кончины, молитвенного стояния перед иконой Богоматери на камне, в ростовых изображениях святого на фоне обители с Господом Вседержителем или Богоматерью в небесах.
Камерный образ дополнен простым и благородным обрамлением. Икона помещена в строгий, темного дерева, с позолоченным фигурным замком киот. Внутри он выстлан фиолетовым бархатом и снабжен красной атласной лентой — чтобы бережно вынимать образ из киота
Из личных вещей И.Е.Забелина. Поступила в 1909 г. в составе мемориальной коллекции предметов