Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак

Реставрация: Домузейная реставрация

Размер: 37 х 21

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Василий Блаженный, Иоанн Большой Колпак, Спаситель

Уточняющая датировка: 19 в.

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иоанн Большой Колпак (ум. 1589) — блаженный, Христа ради юродивый, родился в Вологде; уйдя из дома, работал водоносом на солеварнях. Переселившись в Ростов, поставил келью возле соборной церкви Успения Богородицы и жил здесь некоторое время, «многа знамения и чю-деса творя, и прорицая многим...»1. В Ростове Иоанн принял на себя подвиг юродства.

Незадолго до своей кончины блаженный пришел в Москву, где поселился у собора Покрова на Рву, под власяницей носил тяжелые вериги с медными крестами, железные и медные кольца, железное распятие. Одеянием ему служил «колпак с прочим покрытием тела своего вкупе, свален, а не швен», отчего Иоанн получил прозвище Большой Колпак2. В более поздних вариантах жития этот колпак с капюшоном превратился в железную шапку, а откинутый капюшон в иконописных подлинниках принят за «власы, назад свалилися»3. По завещанию похоронен в соборе Покрова Богородицы на Рву.

Иконы святого появляются почти сразу после его смерти. Древнейшее (1600) изображение со­хранилось в росписи Благовещенского собора Сольвычегодска и позволяет представить реальный облик блаженного — в более поздних памятниках его черты нивелируются. Судя по древнейшим изображениям, это был человек неопределенного возраста, с морщинистым лицом, без бороды, с высоким лбом и откинутыми назад волосами; одеяние было со многими застежками, клюка и кол­пак «под пазухой» дополняли иконографию святого как постоянные атрибуты.

Уже на рубеже XVI—XVII вв. Иоанн нередко причисляется к сонму московских святых. Один из наиболее распространенных вариантов представлен иконами блаженных Василия и Иоанна. Изображение блаженных Василия и Иоанна на одной иконе связано с их почитанием в москов­ском соборе Покрова на Рву, а также с тем, что в житии Иоанна и службе ему4 он именуется «со­беседником» Василия, хотя в реальной жизни они не могли встретиться.

Происхождение

Из старых поступлений

Библиография