Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 1995 г. (А.И.Гоголева, ГИМ)
Размер: 142 х 97
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь, Василий Блаженный, царевич Димитрий Угличский
Уточняющая датировка: 18 в. Последняя четверть
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Сюжетная композиция
На фоне Московского Кремля и Покровского собора, на двух берегах Москвы-реки, в молении образу «Коронование Богоматери» предстоят Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий. Композиция иконы с изображением Москвы имеет аналогии в иконописной традиции1, но в данном решении она уникальна многозначностью программы. В изображении «Коронования»2, прочитывается идея покрова Богородицы над Москвой. Месяц и розово-красная заря обращают к изобразительной аллюзии апокалипсической жены, облеченной в солнце (Откр.12:1—17), представляющей, согласно святоотеческому толкованию, прообраз Церкви.
Серебристо-белые здания с золотыми крестами над многочисленными маковками, зелеными и красными крышами и шпилями башен скорее напоминают образ Небесного града, чем воспроизводят реальный облик Московского Кремля3. Высокая стена с двенадцатью башнями, сложенная из камня и завершенная прямоугольными зубцами, создает образ цитадели-твердыни. Несмотря на условные очертания, в панораме града хорошо узнаваемы храмы-реликварии: Покровский собор, где в соименном приделе Василия Блаженного хранились его «цельбоносные» мощи; Архангельский собор, где в раке почивали мощи царевича Димитрия; Спасская башня, на часах которой показано полуденное время — час совершения убийства царевича; Успенский собор — усыпальница святителей Московских; колокольня Василия Великого с Филаретовой пристройкой; церковь Черниговских чудотворцев на здании Приказов, куда в конце XVII в. были положены мощи благоверного князя Михаила Черниговского и его боярина Федора4 (разобрана в 1770 г.); трехглавая церковь Николы Гостунского (разобрана в 1816 г.), посвящение которой связано с чудотворным образом святителя Николая из села Гостуни Лихвинского уезда5. Василий Блаженный и царевич Димитрий, указующие на Кремль, вместе с небесными покровителями Москвы, упокоенными в храмах-реликвариях, олицетворяют мощь России, утверждают единство церкви и государства. Изображения Василия Блаженного и царевича Димитрия с сонмом святых известны по памятникам Оружейной палаты XVII в., в частности, на иконе «Древо Государства Российского» Симона Ушакова6, на фреске «Богоматерь "Знамение", со святыми» Тимофея Архипова на абсиде Покровского собора.
Объединение в одной композиции святых покровителей царствующей династии также несет идею защиты и прославления Москвы, но художественное решение имеет особый подтекст. Василий Блаженный, живший в правление Ивана III и Ивана IV, в 16 лет переселился в Москву, где юродствовал в течение 66 лет на улицах и площадях. Излюбленными его местами были Красная площадь и башня у Варварских ворот. В самой гуще народной суеты, несмотря на лишения, нищету телесную, он учил людей праведной христианской жизни. О жизни блаженного известно немного, но народная молва сохранила предание о его милосердии, чудотворениях и помощи людям8. В иконописных подлинниках блаженный сравнивается с Иоанном Предтечей: «брада Иоанна Предтечи, власы повились»; с апостолом Павлом: «брада корчевата, что Павлова»; с апостолом Андреем: «сед, власы Андрея апостола»'; с преподобным Пафнутием Боровским: «брада седа, терхава, космочки аки у Пафнутия Боровского»10. Все это косвенно уподобляло юродство Христа ради проповедническому, пророческому и монашескому подвигу. В гимнографии Василий Блаженный прославляется как молитвенник («дом и жилище Духа Святаго»), как представитель людей, избранных Богом, «запечатленных» в Книге жизни (Откр. 7:4): «Небесный человек», «новый человек, обновленный Христовою кровию». На древних иконах, где святой изображается «нагоходцем» с иссушенным аскезой телом темно-коричневого цвета («наг, смугл от солнечного горевания»), подчеркивается «крепкостоятелен» труд блаженного «противу зимныя ярости и солнечного опадения». В XVII—XVIII вв. становится принятой иконография блаженного с набедренной повязкой, которая воспроизводит очертания лентия па распятом Христе, как на публикуемой иконе11. Благодаря этому в осмыслении подвига юродства поднимается тема кеносиса (величайшего умаления Богочеловека, явившегося на земле в обличий раба): «Презрев плотская одеяния, процвел еси, яко крин сельный, одеявся добродетельми, яко ризою света, и наготою тела твоего последовал Христу Богу нашему, Егоже и Крест на раму понесл еси, беспрестани сраспинаяся Ему» (50 псалом, стихира, глас 6).
Царевич Димитрий Иоаннович, младший сын Ивана Грозного, почитался святым сродником и покровителем Царского дома: «И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней бытии и сыновом российским спастися» (тропарь, глас 4). В 1606 г. был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Мощи царевича Димитрия, обретенные нетленными, были торжественно встречены в Москве и поставлены в Архангельском соборе открытыми. Облик царевича совпадает с предписанным в иконописном подлиннике: «млад, в венце царском, в багрянице, руки молебны»12; отсутствует упомянутая в подлиннике «багряница», изображаемая на памятниках XVII в. как шуба красного цвета. Димитрий — в царской короне, облачен в далматику, украшенную цветами, символизирующими райское цветение. Нож в руке царевича, повернутый острием вверх, означает орудие его мученической смерти, сравниваемой гимнографами с жертвоприношением Авеля («кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, яко Авеля праведного» (тропарь, глас 2).
Покровский собор частично загорожен кремлевской стеной, что обусловлено изображением его со стороны Кремлевской набережной. Такой вид на южную сторону Кремля открывается от расположенного на Полянке, в Замоскворечье, храма Григория Неокесарийского, откуда происходит эта икона. Изображение набережной, обшитой бревнами после 1770 г., позволяет датировать икону последней четвертью XVIII в., между 1770 и 1795 гг., когда берег был укреплен камнем.
Образ относится ко времени митрополита Платона II (Левшина) (1737—1812) — «гения русского духовенства»13, посвятившего жизнь духовно-нравственному просвещению русского общества. В своем учении он пытался сформулировать новый идеал человека, в чем определяющую роль играло воспитание м. Екатерина II назначила Платона в законоучители к наследнику престола. С определением на Московскую кафедру (1775) митрополит вернул прежнее почитание Василия Блаженного, которое в XVIII в. было значительно утрачено. Ревнуя о торжественных празднованиях памяти московских чудотворцев, он велел объявить в Консистории, чтоб «во всех московских церквах и монастырях при священнослужениях на окончательном отпусте вспоминали святителей и московских чудотворцев Петра, Алексия, Иону и Филиппа, благоверного царевича Димитрия, Василия Блаженного, прп. Савву Звенигородского и на дни их празднования отправляли всенощное бдение по принадлежности»15.
Образ исполнен в манере «греческих писем», имитирующих стиль Оружейной палаты. Изысканность прозрачных розовато-желтых лессировок создает впечатление наполненности тела святого светом. Несмотря на анатомически выделенные мышцы, тщательно выписанные сочленения колен, локтей, лона впечатления натурализма не возникает. Тонкая светотеневая моделировка формы, высветленная палитра, благородство пропорций, пластичность характеризуют икону как произведение эпохи классицизма.
Происходит из московской церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Поступила в 1947 г. из ЦАМ.