Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 27,5 х 22,5
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь с младенцем, блаженный Иаокв Боровичский
Уточняющая датировка: 18 в. Конец - 19 в. Начало
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция
Блаженный Иаков, Боровичский чудотворец, — новгородский святой, о жизни которого не сохранилось достоверных сведений. Житие в списках второй половины XVI в. описывает обретение мощей и многочисленные чудеса и исцеления, происходившие по молитвам к святому. Так, во время ледохода на реке Мете, во вторник Светлой седмицы 1540 г., к берегу новгородского села Боровичи пристала льдина (как уточняется в тексте сказания, плывшая против течения), на которой стояла обгорелая колода с открытым верхом. Там находилось тело отрока. Испугавшись судебного разбирательства, жители трижды отталкивали льдину от берега, но она возвращалась. В конце концов старейшинам села явился во сне юноша, назвавшийся Иаковом, и упрекнул их в неверии, сказав: «Я такой же христианин, как и вы». Отрока похоронили на берегу реки, рядом с местом, где пристала льдина. После того, как последовали многочисленные исцеления, над его могилой построили часовню. После освидетельствования мощей в 1572 г. была составлена служба Иакову, в которой он воспевается как блаженный и праведный.
В середине XVII в. Боровичи приписали к построенному патриаршему Святоезерскому монастырю в честь Иверской иконы Божией Матери на Валдайском озере (основан в 1653 г.)- К этому времени относится новый этап почитания святого Иакова — московский. День его памяти (23 октября) отмечался в Успенском соборе Московского Кремля, с чтением канона, полиелеем и величанием. В память перенесения мощей Иакова патриархом Никоном и его ближайшим сподвижником Епифанием Славинецким были написаны две повести для сборника «Рай мысленный»; одна из них напечатана в Прологе 1660 г.
Изображение святого восходит к иконографии, известной с начала XVII в., что отражено в иконописных подлинниках: «Ияков млад и наг, препоясан платом»1. Описание соответствует иконографическому типу русских «нищенствующих» святых — праведных мирян из простого сословия2. С середины XVII в. добавилось важное уточнение: у святого изображаются «руки обе у сердца», т. е. не воздетые в молении, как на более древних иконах, а скрещенные у груди, что, очевидно, связано с видением патриарха Никона, описанным в книге «Рай мысленный»3.
На публикуемой иконе основное место занимает панорама валдайской обители. Монастырь здесь представлен не только как реликварий (вместилище), но и как реликвия, поскольку он воспроизводил в камне подобие Святогорского Иверского монастыря и мыслился основателем обители как образ Афона на русской земле. В изображении прочитываются трапециевидные очертания монастыря, характерные для святогорской обители. Представленная монастырская жизнь включает бытовые подробности: огороды у стены, сад, огороженный тыном, пристань и челны на причале, беседующие у врат монастыря монахи.
Изображение воздвигнутых вокруг монастыря к 1763 г. каменных стен с башнями, а также отсутствие корпусов в западной стене и построек 1830 г. позволяют отнести написание иконы к рубежу XVIII—XIX вв. Грамотность исполнения в сочетании с творческим подходом к переработке источников характеризует развитую традицию местных писем. В конце XVIII — начале XIX в. на строительные и живописные работы в Иверский монастырь приглашали мастеров из Осташкова, где в это время проживало много иконописцев разных направлений. Иконописные артели работали в близлежащих Твери и Ржеве. Светлые, почти белые поля в сочетании с золотым фоном характерны для иконописцев этого региона. Икона небольшого размера, «пядничная», могла быть монастырским заказом для серии раздаточных образов
Куплена на торгу в 1891 г.