Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь "Моление о народе"

Реставрация: реставрация 1956 г. (Г.А.Фролов, ГИМ)

Размер: 63,7 х 55,3

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, Спаситель, ангел, святые

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Неколебимая вера русского народа в заступничество Богородицы («всяк надеяся на влады-чицю не погибнетъ веки»1) отражена в названии иконографического типа — «Моление о народе», «Моление о мире», хотя оно редко встречается на иконах. Образы этого типа пер­воначально именовались «Пречистые Богородицы Молебныя», «Пречистыя в молении» и т.п., а по мере развития иконографии и включения в изображение групп людей появляется название «Моление о народе», что зафиксировано в документах XVII в. Эта сравнительно поздно сфор­мировавшаяся иконография воспринималась как символическая и не имела конкретного дня празднования.

До недавнего времени этот тип рассматривался как вариант Боголюбской иконы, что об­условлено их общими византийскими источниками — иконографией Богоматери Агиосори-тиссы (греч. святая рака2) и Богоматери Параклесис (греч. молебная). В исследованиях послед­них десятилетий специалисты неоднократно обращались к данному иконографическому типу3. В работах А.С. Преображенского он рассматривается как самостоятельный, не имеющий точных византийских или поствизантийских аналогий и «сконструированный на русской почве»4. Есть мнение, что «Моление о народе» имеет московское происхождение, более того, связано пре­жде всего с кремлевскими Благовещенским и Успенским соборами, с именами высоких заказ­чиков (великих князей или митрополитов) и отражает особенности московского благочестия (известно, что такие иконы обязательно участвовали в московских крестных ходах). Эта иконо­графия, вероятно, сформировалась к концу XV в., а публикуемая икона представляет один из до­вольно ранних и исключительно интересных ее образцов.

Икона Богоматери «Моление о народе», поступившая в собрание ГИМ из Оружейной палаты, возможно, пользовалась особым почитанием, так как неоднократно тщательно реставрировалась и изначально имела серебряный оклад, который в XIX в. был восполнен5.

В левой части композиции иконы на киноварном облаке представлена Богоматерь с развер­нутым свитком и правой рукой в молении, обращенном к изображенному в огромном светло-коричневом небесном сегменте Иисусу Христу, поднявшемуся с престола и благословляющему десницей Пресвятую Деву; в Его левой руке — также свиток. На свитках запечатлен своего рода диалог, в котором Мария обращается с просьбой о милости к христианскому роду: «Влдко //

много // м[илос] //тив [е Гдь] // Ice [Хрсте] »6 и Спаситель дает благоприятный ответ: «О ма// ти мо//я воз//люб».

За фигурой Иисуса Христа в небесном сегменте изображен огнеликий шестикрылый ан­гел, который служит Ему, протягивая сосуд. Ангел представлен в городчатом, с перлами, венце, в богато украшенной киноварной далматике. Е.С. Овчинникова предложила интерпретиро­вать образ или как Ангела Великого Совета, то есть Иисуса Христа до воплощения, или как Софию Премудрость Божию7. Вторую версию поддержала И.Л. Кызласова, уточнив, что сосуд в руках огнеликого ангела — это «символ даров Святого Духа, изливаемых на церковь и народ избранный, за который предстательствует перед Всевышним Богородица»8. Однако традици­онно Софию Премудрость Божию или Ангела Великого Совета изображают с двумя крылами. Пламенеющие существа, которым усвояются шесть крыльев, это серафимы; они, по средневе­ковым преставлениям, сложившимся на основании творений Отцов Церкви и, в первую оче­редь, Псевдо-Дионисия Ареопагита, приближены к престолу Творца, их служение — прослав­лять Его; пламенея любовью к Богу, побуждать к ней других. Псевдо-Дионисий пишет, что «Светлая и огнеподобная одежда, как я думаю, означает, подобием огня, их Гангелов1 Богопо-добие и силу освещать...»9. Пророк Исайя единственный видел серафимов во время явления ему Божества и призвания к пророческой деятельности10. У каждого серафима было «по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2). Пророк слышал, как они взывали «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля исполнена славы Его» (Ис. 6: 3). Это было откровение беспредельной Святости Господа и Славы Его. Од­новременно будущий пророк, живущий среди народа, погрязшего во грехе, ощутил свою нечи­стоту. Именно тогда Исайя получил очищение своих уст и всего существа огненным прикосно­вением серафима.

Перед Богоматерью на поземе изображены обращающиеся к Ней молящиеся — святые всех чинов святости и народ. В ряде подобных икон отдельные молящиеся святые, предстоящие в молитве перед Богоматерью, узнаваемы. На иконе из ГИМ отсутствуют надписи, а состав предстоящих намного шире, чем в других сохранившихся иконах. Тем не менее часть изобра­женных персонажей можно определить. Ходатаи за христиан, вселенские и русские святые, помещены в верхних рядах. Слева во втором ряду изображен Иоанн Предтеча; ниже — три вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов; над образом Предтечи — в белых клобуках семь московских и ростовских (или новгородских?) святителей; непосредственно за Иоанном Предтечей — Николай Чудотворец. Верхний ряд — преподобные, ниже — мученики, небольшая группа которых как будто окружена преподобными, среди кото­рых княгиня-схимница (справа). Ниже — ряд князей и княгинь (в венцах и княжеских шапках), преподобных; справа его завершает Мария Египетская (?). Представленных перед Богомате­рью князей, вероятно, можно идентифицировать как равноапостольных Константина и Елену, Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба11. К ногам Богоматери припадают преподобные 12, что необычно для этой иконографии; своим появлением, возможно, они обязаны реставра­тору XIX в. На поземе — группа мирян в земных поклонах: старцев и средовеков, безбородых юношей и женщин с младенцами, уповающих на непрестанную молитвенную помощь Бого­матери всем христианам. Это образ соборного моления мирян, обращающихся к Пресвятой Деве как к посреднице между миром небесным и миром земным. Атмосфере русского благочестия XVI—XVII вв. была свойственна особая, отмеченная еще иностранными путешествен­никами черта: у людей было широко распространено подлинно христианское представление о своей греховности и недостойности, а посему ими осознавалась необходимость обращаться к Господу через святых посредников и прежде всего через Богоматерь, которая приносит мо­литвы к престолу Господа.

Происхождение

Происходит из соборов Московского Кремля

Поступила в 1922 г. из Оружейной палаты Московского Кремля

Фрагменты

Библиография