Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Ростовская

Реставрация: Реставрация 1998 г (А.И.Гоголева, ГИМ)

Размер: 36 х 31,1

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь с младенцем, св.Леонтий, Исайя, Игнатий

Уточняющая датировка: 17 в. Конец - 18 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Иконография образа, имеющая в документах XVII в. несколько разных названий — «Образ Пресвятыя Богородицы в молении ростовских чудотворцев», «Моление ростовских чудо­творцев», «Моление» — сформировалась при Ростовском архиерейском доме и стала его симво­лом1. На публикуемой иконе Богоматерь с Младенцем представлена стоящей на облаке, впол­оборота вправо. Сидящий на Ее левой руке Христос благословляет предстоящих в молении трех святителей Ростовских: Леонтия, Исайю, Игнатия. Образ не имеет своего дня празднования, свя­занного с памятным историческим событием, и, скорее, относится к местному иконографиче­скому творчеству. Наименование «Богоматерь Ростовская» впервые встречается на иконе второй половины XVIII в., выполненной по благословению ростовского епископа Афанасия Вольховского (1763—1776)2. Существует мнение, что эта икона является вариантом Боголюбского образа Бого-материя, в свою очередь восходящего к древнему византийскому иконографическому типу Бого­матери Заступницы (Агиосоритиссы, или Параклесис).

Изображение молящейся Богоматери со свитком в левой руке и с припадающим к ее стопам народом представляет особый извод Богоматери Молебной («Моление о народе»). Предстоящие ростовские чудотворцы — как и московские, угличские, соловецкие, вятские в аналогичных изо­бражениях — создают образ моления за град его архипастырей. На публикуемой иконе Богома­терь изображена на фоне Ростовского кремля, где просматриваются очертания Успенского собора, в котором находятся гробницы трех святителей.

то в ростовском варианте представлена ростовая Одигитрия, и поддерживаемый Ею Иисус Хри­стос Сам благословляет Святительский собор. Ножки Младенца скрещены (на некоторых соимен­ных изводах — обнажены), что напоминает о принесенной Богочеловеком жертве. Облако, на ко­тором стоит Богоматерь, крупные цветы на переднем плане символизируют райское цветение и эмпиреи, где происходят неземная встреча и небесный совет.

Стиль памятника близок школе Оружейной палаты. К художественным особенностям ее ро­стовского направления могут быть отнесены массивность изображенных на иконе фигур, обоб­щенность силуэтов, крупный орнаментальный узор, ковром покрывающий ткани, утяжеленные каменьями и жемчугом. На ликах — характерная яркая подрумянка. Колорит построен на сочета­нии глубоких винно-красных, розовых и различных оттенков зеленых цветов с вкраплением бе­лого и золота.

Привлекает внимание характерный молитвенный жест святителей — сложенные в троепер­стии пальцы — который встречается на произведениях в период архиерейства на Ростовской ка­федре Ионы Сысоевича, борца с расколом4. Единомышленник патриарха Никона, епископ Иона был некоторое время местоблюстителем патриаршего престола, но после принятия благослове­ния в Успенском соборе от опального иерарха, временно вернувшегося с Истры, был отстранен от управления делами Патриархии и отправлен в Ростов, где успешно развивал идеи «величия священства», строя и украшая Ростовский кремль.

Тема небесного покровительства ростовскому архиерейскому дому является одной из ос­новных в программе данной иконографии. Но если на Боголюбской иконе Богоматерь — за­ступница и посредница (обращается в молении к Сыну, изображенному в небесном сегменте),

Происхождение

Происходит из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Поступила в 1922 г. из ЦАМ

Фрагменты

Библиография