Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация 1982 г. (А.И.Гоголева, ГИМ)
Размер: 10 х 8,5
Автор: Георгий Алексеев
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь с младенцем, святые
Уточняющая датировка: 18 в. Первая треть
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Многофигурное оплечное
Икона — первый вариант, или эскиз, соименного образа «Собор Новгородских святых», созданного священником Георгием Алексеевым в 1728 г.1 Двадцать восемь святых, прославленных в Новгородской земле, на иконе предстоят Богоматери «Знамение» — святыне и охранительнице города. Начиная с середины XV в. святители, погребенные в новгородском Софийском соборе, ежегодно поминаются 4 октября на праздновании, установленном в их честь архиепископом Евфимием по повелению явившегося ему во сне архиепископа Иоанна, — именно при нем в 1170 г. совершилось чудо от иконы «Знамение». Все почитаемые чудотворцы упоминаются в «Росписи новгородских святынь», составленной между 1626 и 1634 гг. Иконография восходит к древней композиции «Избранные святые, предстоящие иконам „Знамение" и „Древо Иесеево"» и одновременно является переработкой многочисленных южнорусских источников, о чем свидетельствует рамка характерного старопечатного орнамента из листьев аканта.
Особенностью иконы является то, что на ней почти с документальной точностью представлен Новгородский кремль конца XVII в. с четырьмя башнями: проездной Владимирской, Дворцовой, Спасской и Пречистенской — в древности это была главная башня, самая высокая и мощная. В 1665 г. на ней надстроили каменное помещение для часов и поставили три шатра: один повыше, с караульной вышкой и колоколом, и два малых. Справа от башни — Софийская звонница; в середине XVII в. ее также перестроили в связи с привозом новых колоколов: старые пролеты заложили, сверху построили новые, а вместо снесенных шатров возвели главку. Рядом с Софийским храмом изображена знаменитая башня с часами — Новгородская часозвоня, построенная также в XVII в. За стеной находится Владычный двор. Художник, сместив часозвоню вправо (она должна находиться между Пречистинскими воротами и Софией), показал, что древо с новгородскими святыми как будто «произрастает» из Владычного двора. Подобно автору «Древа государства Российского» Симону Ушакову, священник-иконописец Георгий ставил своей целью прославление Дома Софии и традиций Древнего Новгорода. Особое внимание к новгородским святыням позволяет предположить, что замысел композиции публикуемой иконы связан с деятельностью Иова, митрополита Новгородского (1697—1716).
Традиционная художественная манера мастера, несмотря на небольшой размер иконы, отличается монументальностью. Лики написаны прозрачными плавями в темных охристо-шоколадных тонах, имитируя старинное «темноликое» письмо. Объемность личного
винского Большого Успенского монастыря, работал в последней четверти XVII в. Тихвинские мастера славились своей цеховой организованностью, отточенностью ремесленных навыков и архаичностью художественной манеры. Здешних мастеров вызывали на подряды в Новгород и Москву. Артелью иконописцев, которую в 1699 г. возглавлял Георгий Алексеев, уже бывший в сане дьякона, были написаны иконы для иконостаса Александро-Свирского монастыря. В 1706 г. «повелением преосвященного Иова митрополита» Георгий, уже священник тихвинской церкви Святого евангелиста Марка, «нанимался... починивать и олифить иконы местные, и около столпов, и в пределах» в Софийском соборе в связи с завершением там ремонтных работ2. В 1712 г. Георгий Алексеев расписывал паперть Успенского собора Тихвинского монастыря, насельником которого был его отец. В 1720-е гг. он, видимо, переселяется в Новгород. На сохранившихся подписанных памятниках он указывает себя новгородским иконописцем. В 1726—1727 гг. он пишет по подряду иконы для новгородской церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Сохранились два списка с чудотворного образа иконы Богоматери «Знамение», исполненные Георгием Алексеевым в 1727 г.
Порядок расположения святых (от центра древа к периферии):
в верхнем ряду — святители Новгородские: Никита (ум. 1108); Иоанн (Илья) (ум. 1170); Иона (ум. 1471); Серапион (ум. 1516); Феоктист (ум. 1310); Ниофонт (ум. 1156); Евфимий (ум. 1458); Моисей (ум. 1362); святитель Григорий (ум. 1193), брат святителя Иоанна; князь Александр Невский (ум. 1264);
всреднемряду—преподобные Антоний Римлянин (ум. 1147); Михаил Клопский (ум. 1456-[62?]); Александр Свирский (ум. 1533); Нил Столбенский (ум. 1554); Арсений Коневский (ум. 1447); Арсений Новгородский Затворник (ум. 1570); Варлаам Хутынский (ум. 1193); Савва Вышер-ский (ум. 1460); Александр Ошевенский (ум. 1479); Антоний Сийский (ум. 1556); Варлаам Шенкурский Пинежский (ум. 1462);
в нижнем ряду — благоверные князь Владимир (ум. 1052); княгиня Анна (ум. 1052); князь Мстислав Удалой (ум. 1228); князь Феодор Ярославич (ум. 1233); преподобный Ефрем Новоторж-ский (ум. 1058); князь Мстислав Ростиславич Храбрый (ум. 1180); праведные Иаков Боровицкий (конец XV — начало XVI в.) и Артемий Веркольский (ум. 1545).
Поступила в 1905 г. в составе музея П.И.Щукина