Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация - Е.В.Луканина, МАХУ памяти 1905 г.
Размер: 26,5 х 22,5
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь с младенцем, святые князья Муромские Константин, Михаил, Феодор, Борис, Глеб, Петр, Феврония, Петр - митрополит Московский, св.Иулиания
Уточняющая датировка: 18 в. Середина
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Из клейм состоит
Средник иконы представляет собой ковчег-мощевик, предназначенный для святыни (святых мощей). На крышке ковчежца написаны чтимые муромские святые чудотворцы: благоверные князья Муромские Константин, Михаил и Феодор.
Имена князей Константина и его сыновей Михаила и Феодора известны из житийной литературы. Святой благоверный князь Константин-Ярослав был младшим сыном Святослава Яро-славича, великого князя Киевского (1073—1077), внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого князя Владимира, крестителя Руси.
Над мощевиком, в верхнем ряду, помещена Муромская икона Божией Матери, перед которой предстоят святые, изображенные в клеймах рамы верхнего и среднего регистра. Эта икона принесена в Муром из Киева просветителем края святым благоверным князем Константином (ум. 1129).
Константин убеждал язычников принять христианство, и они замыслили убить его. Зная об этом, святой вышел к ним с иконой Божией Матери. Чудесным образом сердца их переменились и, оставив преступный замысел, они стали просить князя о крещении.
Муромской иконе в верхнем регистре предстоят святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, погибшие от руки старшего брата Святополка. Святые князья Борис и Глеб — первые по времени канонизации русские святые. Согласно анонимному житийному произведению «Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», святой Глеб занимал княжеский стол в Муроме1.
Справа от средника на раме изображены благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Слева — святитель Петр, митрополит Московский (?), за ним — женская фигура, в которой исследователи предположительно определяют муромскую святую праведную Иулианию, происходившую из старинного рода владимирских детей боярских. Она была прославлена за праведную
жизнь и особенное почитание Богородицы. Во время голода Иулиания кормила хлебом, приготовленным из лебеды, нуждающихся2 и был «молитвою ея хлеб сладок». У ее гроба уже к 1649 г. было письменно зафиксировано 21 чудо.
В нижнем регистре, объединяющем три клейма фризом, изображено «Чудесное плавание святителя Василия, епископа Рязанского». С историей изгнания епископа из Мурома в конце XIII в. связано чудо от Муромской иконы Божией Матери. Оклеветанный святитель был осужден и изгнан из Мурома3. Он молился в храме святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и, совершив литургию, отслужил в храме Благовещения молебен перед Муромской иконой Богоматери. Придя с иконой Богородицы на берег Оки, он отказался взойти на корабль — сняв мантию, простер ее по воде и, встав на нее, «духом бурным несен бысть... противу струям». Через шесть часов Василий остановился в Старой Рязани, где его встретили князья Феодор и Константин, вместе с духовенством и народом вышедшие с крестным ходом навстречу святителю. Епископская кафедра в Муроме была упразднена и учреждена в Рязани, где осталась чудотворная икона, которую в память чуда, совершившегося по молитвам оклеветанного епископа, стали называть также «Молением святителя Василия». Через три года святитель избрал для жительства Новую Рязань и в 1291 г. утвердил там свою кафедру. Туда же была перенесена Муромская икона.
Указом Священного Синода празднество чудотворной иконе было установлено по желанию жителей Мурома в 1810 г., в день памяти святителя Василия Рязанского. В основу многих единоличных образов святителя Василия Рязанского также легла включенная в сюжет данной иконы Повесть «О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань». На подобных иконах святитель изображен в рост, в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке4.
Избранные сюжеты и образы святых, а также их иконография позволяют предположить муромское происхождение данной иконы.
Поступила в 1926 г. в составе собрания Строгановского музея