Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Собор ростовских и ярославских святых

Реставрация: Домузейная реставрация

Размер: 35 х 30,8

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Василий, Константин, Феодор, Давид, Константин, Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков, Димитрий Ростовский, Исидор

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

На иконе представлен собор наиболее почитаемых ростовских и ярославских святых: благо­верных князей Василия (ум. 1249) и Константина (ум. 1257) Всеволодовичей, Феодора Ро-стиславича (ум. 1299) и его чад Давида (ум. 1321) и Константина, святителей ростовских Леон­тия (ум. 1073), Исайи (ум. 1090), Игнатия (ум. 1288), Иакова (XIV в.), свт. Димитрия Ростовского (1651—1709) и блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого (ум. 1474 или 1484).

Василий и Константин Всеволодовичи — сыновья погибшего в битве на реке Сити (1238) ос­нователя первой Ярославской княжеской династии Всеволода Константиновича. Достоверных ис­торических сведений о них почти не сохранилось. Василий правил в 1238—1249 гг., за это время дважды побывал в Орде для утверждения своих наследственных прав на княжение. После его смерти в 1249 г. ярославский престол занял младший брат Константин, который погиб в 1257 г. битве на Туговой горе. Князья были похоронены в Успенском соборе, заложенном в 1215 г. их де­дом и через четыре года завершенном отцом. В памяти народной благоверные князья остались защитниками ярославских земель в тяжелые годы иноземного ига, строителями храмов, мило­стивыми и нестяжательными правителями1. Нетленные мощи князей были обретены в руинах собора после пожара 1501 г. Тогда же, в правление Иоанна III, состоялась канонизация. Мощи братьев были перенесены во вновь отстроенный собор и положены для всеобщего поклонения, а уже в 1504 г. великий князь Иван III молился у мощей своих святых пращуров. Несколько позд­нее монахом ярославского Спасского монастыря Пахомием написано их житие, содержащее не­мало легендарных сведений, и составлена служба2. В середине XVII в., при перестройке Успенского собора, в нем был устроен придел, посвященный благоверным князьям Василию и Константину, мощи которых стали главной святыней собора3.

Первыми прославленными святыми ярославскими князьями являются Феодор Черный, князь Смоленский и Ярославский, и его чада Давид и Константин. Начиная с Феодора Черного и до князя Александра Невского члены ярославского княжеского дома находили упокоение в Спасо-Преобра-женском монастыре, основанном в 1216 г. Константином, сыном великого князя Всеволода Боль­шое Гнездо, и в 1224 г. завершенном Всеволодом, основателем ярославской династии. Обретение мощей святых князей произошло в 1463 г., когда Ярославское княжество уже потеряло самостоя­тельность. В XVII в. в монастыре возводится храм, один из приделов которого освящается во имя князя Феодора и чад его Давида и Константина, там же помещается рака с мощами святых. На про­тяжении многих столетий она привлекает богомольцев всех сословий. Для жителей Ярославля

вили специальное празднование.

Знаменательно, что в 1612 г., перед походом ополчения князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина на захваченную поляками Москву, были совершены молебны у мощей Василия и Кон­стантина Всеволодовичей в Успенском соборе, а затем у мощей Феодора и его чад в Спасском монастыре4.

Первый канонизированный ростовский святой — святитель Леонтий, почитаемый как апостол Ростовских земель, священномученик, небесный покровитель Ростова и Ростовского архиерей­ского дома. Считается, что его прославление могло состояться около 1190 г. при епископе Иоанне. Согласно русским месяцесловам, культ Леонтия Ростовского стал распространяться по всей Руси уже в XIII-XIV вв.

Святитель Исайя, сменивший на Ростовской кафедре Леонтия, согласно житию, много спо­собствовал утверждению христианства в Ростово-Суздальской земле, строил христианские храмы на месте языческих капищ. В 1474 г., уже после присоединения ростовских земель к Москве, при архиепископе Вассиане Рыло произошла канонизация епископа Исайи и началась довольно бы­строе распространение почитания святителя5.

Святитель Игнатий, о жизни которого сохранилось немало сведений, участвовал в просвеще­нии христианством Белозерья, предотвращал феодальные распри, участвовал во многих важных событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В почитании Игнатия с древности особо выделялась его градозащитная функция, что было особенно важно в период феодальной раздроб­ленности и монгольского ига. Его почитание складывается в конце XIII—XIV в.6

Как написано в «Летописце о ростовских архиереях» начала XVIII в., святитель Иаков правил епархией три года, основал Спасо-Яковлевский монастырь, где и был похоронен. Его почитание известно с конца XV в., канонизирован святитель в 1549 г. В середине XVIII в., после канонизации Димитрия Ростовского и погребения его в Спасо-Яковлевском монастыре, можно говорить о воз­растающем почитании Иакова.

Святитель Димитрий Ростовский — первый и единственный русский святой, причтенный в XVIII в. к лику святых . Почитание святителя императрицами Елизаветой и Екатериной II много способствовало упрочению положения Спасо-Яковлевского монастыря и его расцвету. Обитель не была упразднена в ходе секуляризации церковных имений 1764—1765 гг.; высочайшим указом была признана ставропигиальной, а несколько позднее причислена ко 2-му классу7.

Исидор Блаженный происходил из славянской семьи, но был родом из Германии. Принял пра­вославие в Ростове, где и совершал свои подвиги. Прозван Твердисловом, так как его пророче­ства всегда сбывались. Почитание началось вскоре после смерти, а канонизация, вероятно, про­изошла в конце XV — начале XVI в. В XVI столетии был уже широко известен на Руси и почитаем в столице8.

Таким образом, на иконе представлены ростовские и ярославские святые. Известно, что в древности в каждом региональном центре были свои местночтимые святые. Очень рано сло­жились сонмы чудотворцев в Ростове (где была первая в Северо-Восточной Руси кафедра), в Нов­городе, в Москве. В состав Собора ростовских святых в XVI в. входят святители Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков, блаженный Исидор, а также преподобный Авраамий (на иконе не представлен).

Внимание к Ярославским святым, в частности к князьям, формируется позднее, во второй половине XV в. Начиная с XVII в. мы нередко встречаем их совместное изображение в иконописи и стенописи.

В 1788 г. древняя Ростовская кафедра была перенесена в Ярославль. Иконография публикуе­мой иконы демонстрирует объединение двух групп патрональных святых — защитников Ростова и Ярославля, что явно вызвано новыми церковно-административными реалиями. Помещение на иконе образа Богоматери, представленной в печерской иконографии, скорее всего, не слу­чайно. В1823 г. в Ярославле прославился Печорский образ Богоматери с преподобными Антонием и Феодосией, находившийся в составе росписей церкви Происхождения Честных Древ Креста Гос­подня при Ярославском архиерейском доме, расположенном в древнем Спасском монастыре, где хранились мощи ярославских князей Феодора, Давида и Константина. Храм располагался в свод­чатом помещении под колокольней, долгое время в нем не совершалось богослужений, и исполь­зовался он как хранилище'.

Икона датируется первой четвертью XIX в., что определяется характером живописного реше­ния, которое напоминает ярославские иконы этого времени. Иконографическая программа об­раза позволяет отнести икону к 1820-м гг.

Происхождение

Куплена в 2015 г. на средства Благотворительного фонда "Лукойл"

Библиография