Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия (в рост)

Размер: 155 х 73 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец-Христос, Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. Начало

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона с изображением стоящей Богородицы с Младенцем представляет особый интерес в связи с большим размером и иконографическим типом. Богородица изоб­ражена в рост в типе Одигитрии, с правой рукой перед грудью, немного склоняющей голову в легком повороте к младенцу Христу, которого Она держит на левой руке. Она облачена в темно-синий хитон и коричневый мафорий с золотой каймой, обрамляющий Ее лик изящны­ми волнистыми складками. Младенец Христос сидит на руках Богородицы прямо, благослов­ляя правой рукой и держа в левой свернутый свиток. Он одет в оранжевый хитон и гиматий с густым золотым ассистом, во многих местах осыпавшимся.

Икона дошла до нашего времени в относительно хорошем состоянии, однако имеются значительные по площади утраты красочного слоя на хитоне Богородицы и на золотом фоне. По центру иконы идет глубокая вертикальная трещина. Нижнее поле было опилено, вероятно, для того, чтобы установить икону на новое место.

Насколько можно судить по известным примерам, изображение стоящей Богородицы с Младенцем менее распространено в иконописи, чем в монументальной живописи. Тем не менее удлиненная форма иконы и ее боль­шие размеры позволяют нам предположить, что вместе с другой такой же по размерам иконой Христа в рост они висели на обра­щенных в пространство храма гранях стол­бов, отделявших алтарь от диаконника и жертвенника, в качестве икон местного ряда мраморной алтарной преграды кафоликона монастыря Ватопед в начале XIV века.

Стилистическая справка

Позы, движения голов и жесты Богоро­дицы и младенца Христа на этой иконе типологически очень близки иконам Богородицы Душеспасительницы и Бого­родицы Перивлепты из Охрида - произведе­ниям начала XIV века, относимым к мастер­ским Константинополя или Салоник5'. По типу лика с тонкими чертами Богородица на этой иконе схожа с другим образом Богородицы Одигитрии последней четверти XIII века из Ватопеда и еще более напоминает Богородицу Душеспа- сительницу из Охрида, тогда как младенец Христос с Его круглым личиком, вздернутым носиком, вы­соким лбом и полной шеей напоми­нает Младенца на иконе Богоро­дицы Одигитрии из Хиландара (1260—1270-е гг.) и Младенца на дру­гой ватопедской иконе Богороди­цы Одигитрии последней четверти XIII века.

Техника личного письма также схожа с приемами, использованными в иконе Богородицы Одигитрии из Хиландара и Богородицы Душе- спасительницы из Охрида: широкий лик с оливковыми тенями, вох- рение с подрумянкой на щеках, изящно положенные белильные штрихи светов, мягкая светотень, придающая лику объемность и упругость. От иконы из Охрида Одигитрия из Ватопеда отличается большей мягкостью в выражении лика Богородицы и большей энергичностью в трактовке полного личика Младенца.

Типологические и физиогномические особенности образов Богородицы и Христа, высокое качество живописи, сдержанно-печальное выражение чуткого лика Богородицы и младенческое простодушие лика Христа свидетельствуют о непосредственной связи ватопедской иконы с иконой Богородицы Одигитрии (1260—1270-е гг.) из Хиландара и, в особенности, с иконой Богородицы Душеспасительницы (нач. XIV в.) из Охрида, что позволяет датировать ее концом XIII или, скорее, началом XIV века. С другой стороны, тесная связь иконы с произведениями, происходящими из салоникских мастерских, такими как образ Богородицы Душеспасительницы из Охрида, свидетельствует о том, что она происходит из этого художественного центра.

Недавно на основании стилистических особенностей авторство иконы Богородицы Ду­шеспасительницы из Охрида было приписано Георгию Каллиергису. Описанное выше близ­кое художественное родство Одигитрии из Ватопеда и иконы Богородицы Душеспасительницы позволяет нам приписать ростовой образ Богоматери с Младенцем из Ватопеда мастерской того же художника. Это предположе­ние подтверждается тем, что росписи церкви Христа Спасителя в Верии, со­зданные и подписанные Георгием Каллиергисом, по особенностям стиля и типам ликов близки иконе из Ватопеда, которую можно сравнить с образом Богородицы с Младенцем в апсиде, хотя она не очень хорошо сохранилась, и Богоматерь изображена фронтально61. Некоторые конкретные приемы личного письма — форма глаз­ных впадин, изогнутых саблевидных бровей, тонкого носа с ровной прямой спинкой и оливковой тенью с внутрен­ней стороны, доходящей до алых губ изящных очертаний, красные контуры вокруг ноздрей и вдоль внутреннего края спинки носа, форма тени от под­бородка, мягко падающей на шею, — кажутся такими же, как в двух других иконах из Ватопеда, которые также приписываются художнику Георгию Каллиергису: это образы св. Георгия и Архангела Гавриила.

Все это позволяет предположить, что икона Богородицы с Младенцем является произведением салоникского мастера Георгия Каллиергиса, и датировать ее началом XIV века.

Происхождение

Константинополь

Фрагменты

Библиография