Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преображение Господне

Реставрация: нет данных

Размер: 76,4 х 56,6

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, пророк Моисей, пророк Илия, апостол Иоанн, апостол Иаков, апостол Петр

Уточняющая датировка: XVI в Вторая Четверть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Преображение Христа на горе Фавор представле­но в наиболее распространенном варианте: вверху Христос в сиянии славы, по его правую руку — про­рок Илия, по левую — пророк Моисей, внизу три павших ниц апостола: Иаков, Иоанн и Петр. Значи­тельная высота и крутизна горок и расположение деревьев внизу, на уровне фигур апостолов, акцентируют вознесенностъ фигуры Христа.

Личное письмо, очень рельефное, исполнено по оливковому санкирю розовым охрением, с более интенсивной розовой подрумянкой и с короткими тонкими белильными движками. Фон и нимбы иконы были золотыми. Оригинальной композиции иконы со­ответствует колористическая изощренность мастера. В композиции иконы, характеризующейся свободно восходящим ритмическим движением, а также в про­порциях фигур ощутимы связи со стилистикой конца XV и начала XVI в. Вместе с тем характер модели­ровки драпировок, несколько избыточная наряд­ность колорита, затейливость орнаментации теней на горках свидетельствуют о более позднем време­ни ее возникновения. Формы линейной стилизации, исполнительские приемы предшествуют искусству середины XVI в. Напряженность цветосочетаний, характер трактовки движения, а также типы ликов роднят манеру мастера с искусством Новгорода. икона являлась частью прездничного ряда иконостаса. на ее примере можно понять, сколь качественным был ансамбль, состоявший из подобных икон. Они могли быть созданы мастерами, обслуживавшими нужды новгородской владычной кафедры при архиепископе Макарии (1526-1550). Стилистика, представленная этой иконой, имела важное значение для дальнейшего развития новгородской иконописи.

 

 

Библиография