Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 123,5 х 98,5
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Спаситель, Богоматерь
Уточняющая датировка: XVI в Вторая Четверть
Век: 16
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Ростовое и многофигурное
Богоматерь представлена в рост, в трехчетвертном повороте. Ее руки в жесте молитвенного обращения, голова склонена, взор направлен к Христу, изображенному в правом верхнем углу. Среди коленопреклоненных людей духовного и светского чина, изображенных без нимбов, — князь в зубчатом венце, бояре, монахи; за мужами — жены в мафори- ях (ил. 11.2). Иконописцу удается передать единый порыв, которым охвачены уповающие на Богородицу, истовость их молитвы. Между фигурой Богородицы и горой — вытянутый по вертикали прямоугольник, в который вписан текст ее молитвы. По сторонам от нимбов Богоматери и Христа традици- зн-»е надпиос "МР 0У", "IC ХС".
Охрение личного розоватое по оливковому санкирю, с подрумянками и без ярких движков, с плавными переходами от тени к свету. В моделировке одеяний большую роль играет темный рисунок складок, высветления узкие, тоже почти линеарные.
Композиция иконы строится по принципам монументального искусства. Фигуры вытянутых пропорций, их силуэты легко охватываются взглядом. Образ Богоматери вызывает в памяти закрепленные за ней христианской традицией уподобления, такие, как «нерушимая стена» или «лествица, достигшая небес». А изображение сопоставленной с ее фигурой высокой горы и Христа над нею напоминает о еще одном ее уподоблении — горе, от которой «отсечеся Камень Нерукосечный» (Дан. 2, 45). Оригинальной особенностью иконографии памятника является отвлеченная трактовка свитка с текстом молитвы Марии: она не держит его, он необычно велик, занимает место почти в центре иконы, и ему придана геометрически правильная форма. Тем самым акцентируется важность помещенного на нем пространного текста. В столь внимательном отношении к тексту, который становится объектом изображения, равноправным с другими элементами композиции, явственно сказывается то новое, что отличает художественное мышление XVI в. Как образный строй, так и художественный язык иконы, в особенности ее напряженный колорит, связывают ее с искусством крупнейших художественных центров русского Северо-Запада — Великого Новгорода и Пскова. Личное письмо, модег характер линейной стилизации вать ее 1530—1540 гг.
На обороте иконы латунная тобличка с гравированной надписью: «Сия икона Боголюбской Царицы Небесной /пожертвована московским купцом Иваном Лукиным Силинымъ / на Рогожском кладюище в храм Покрова Прес(вя)т(ыя) Б(огородн)цы/ а риза пожертвована усердием московскими купчихами/ Пелагеей Ивановной Миловановой / за упокой Димитрия/и Анной Петровной Мельниковой / за упокой Петра. Зделанная на фабрике Д.М.Шелапутина/декабря 1890 года.
Иван Лукич Силин (ок. 1825—1899) - прихожанин храмов Рогожского кладбища, известный антиквар-букинист, собиратель икон, рукописей и старопечатных книг»
Риза на икону была заказана П.И.Миловановой. и А.П. Мельниковой за упокой их мужей московских 1 гильдии купцов Дмитрия Осиповича Милованова I и Петра Кирилловича Мельникова, два срока ( с декабря 1872 по январь 1876 г. и с февраля 1882 по февраль 1885 г.) прослуживших вместе попечителями Рогожского богаделенного дома. Риза (современное местонахождение неизвестно) была выполнена на фабрике прихожанина храмов Рогожского кладбища и щедрого жертвователя Д.М.Шелапутина.