Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Покров Богородицы

Реставрация: нет данных

Размер: 75,2 х 53

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богородица, Андрей юродивый, Роман Сладкопевец, святые, народ

Уточняющая датировка: XVI в. Середина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

В трехнефтном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами - стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе  Оранты. Над нею - покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом - благословляющий Спаситель.В боковых делениях алтаря представлены: слева свв. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий; справа — три ангела. В нижней зоне слева - св Иоанн Предотеча с развернутым свитком и пятеро апостолов, справа — :: указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и Епифаний с раскрытой книгой. Примечательная деталь иконы — изображение оконниц с круглыми отверстиями в барабанах глав храма. В изображении одеяний господствуют оранжево-красные и глуховатые зеленые тона, а также желтые и коричневые охры. Личное письмо (на сохранных участка оригина­ла) значительно более плотное, чем доличное, испол­нено красноватым охрением по коричневато-зеле­ным санкирным подложкам.

Иконописец обратился к тому варианту иконографии Покрова, который известен по новгородским иконам первой половины XV в. и был популярен в XVI в. в се­вернорусских землях, в частности в Обонежье. Он снабдил нимбами всех персонажей иконы, даже про­стых зидетелей чуда, которые не были святыми, что является несомненным признаком провинциализма. Оорма передается почти исключительно графически­ми средствами. Рисунок складок местами сбивчивый, ритмика упрощенная. Но иконнику удалось сохра- нить основные черты образца, возможно, новгород­ского происхождения, — ясность соотношения час­тей тональную целостность.

 

 

Происхождение

Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934)

Библиография