Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие (Запрестольный двусторонний образ)

Реставрация: нет данных

Размер: 72,7 х 53,4 (высота с рукоятью 157)

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера, Оклад серебро, басма, золочение

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Мария Магдалена,Иоанн Богослов, сотник Лонгин

Уточняющая датировка: XVI в. Вторая Половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Избран один из самых строгих вариантов Одигитрии — голова Богородицы лишь слегка повернута к Младенцу, сидящему на ее левой руке. Сцена Распятия изображена с предстоящими Богоматерью и св. Мари­ей Магдаленой (слева) и свв. Иоанном Богословом - и сотником Логгином (справа) Личное письмо исполнено желтоватым охрением, с постепенными переходами от темного к светлому, с неяркими движками, прикрытыми охрой. Рисунок и приемы моделировки формы обычны для «зрелого» XVI в. Кра­сочная кладка напоминает о книжных иллюстрациях второй половины столетия. В изображении Распятия мо­нументальный масштаб фигур входит в противоречие с дробными формами горок и обилием затейливого ор­намента, подчас тоже измельченного. Скорбному и ве­личественному лредстоянию не соответствует движение ног персонажей. Очевидно, икона возникла на том эта­пе художественного развития, когда внушительные, мо­нументальные формы искусства середины XVI в. утрати­ли привлекательность для заказчиков и иконописцев, а новые стилевые особенности еще не были выработаны. Наиболее вероятное время создания образа 1570-е — начало 1580-х гг. Очевидно, он связан с искусством центральных областей России, а в колорите имеет не­мало общего с ростовскими иконами середины — вто­рой половины XVI в. Кроме того, в сочетаниях голубого цвета с коричневым разных оттенков может усматриваться определенный тверской акцент.

Поля иконы с двух сторон украшены серебэным золоченным окладом с сердцевидными узорами, тисненными по скани. Этот орнамент, воспроизводящий новгородские образцы середины XVI в. идентичен тиснению на запрестольном кресте. Фон иконы украшен тисненым узором в виде густой плетенки на гладком фоне, повторяющей орнамент скани но московских окладах второй половины XV в. На лицевой стороне иконы на свету края две дробницы в виде киотцев с чеканными буквами <МР> «0У».

Ф.Я. Мишукову был заказан оклад также эапрестольного креста. Для этих предметов мастер изготовил специальный подиум, в верхней части имеющий форму двух полукруглых арок, в центре с двух сторон украшенный крупными выпуклыми медальонами и обитый басмой четырех видов.

 

 

 

Библиография