Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Антипа Пергамский

Реставрация: нет данных

Размер: 47,6 х 39,5

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Антипа Пергамский

Уточняющая датировка: XVI в. Последняя Четверть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Св_ Антипа Пергамский представлен в иконографическом варианте, близком к иконографии св. Николы Зарайского. Его руки простерты в стороны, правой рукой он двуперстно благословляет, в левой, покртой платом, держит Евангелие.

Лик написан по коричневато-оливковому санкирю ровным, мягким красноватым охрением, без белиль ных движков; близким приемом исполнены волосы и  длинная клиновидная борода. На подризнике ус­ловный объем передается легким высветлением, ак­центу оу ощим движение правой ноги; прозрачные серовато-коричневые тени по тону близки к рисунку впадин между складками.

Рисунок фигуры и трактовка объема определяют дати­ровка иконы последними десятилетиями XVI в., не раньше конца 1570-х гг. Колорит связывает икону со сред­нерусскими художественными традициями, более определенно — с московской иконописью 1580-х гг. Лишь некоторая непоследовательность ритмического строя, которая выражается в контрасте между крупны­ми крестами на фелони святителя, напоминающими об иконописи XV в. и, определенно, заимствованными из древнего произведения, и небольшими крестами на довольно узком омофоре, не позволяет приписать икону столичному мастеру.

 

 

Библиография