Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Да молчит всяка плоть человеча"

Реставрация: нет данных

Размер: 23,6 х 20,8

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель,Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, серафимы, херувимы

Уточняющая датировка: XVI в Конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона дает зримый образ песнопения "Да молчит всяка плоть человеча", входящего в чин литургии Василия Великого и испоняемого вместо "Иже херувими" раз в году, в Великую субботу. В верхней зоне композиции представлен Великий вход, во время которого святые дары, приготовленные в жертвеннике, выносят из алтаря и затем вносят в алтарь для последующего пресуществления. Иконография передает суть происходящего. Впереди идут диаконы со светильником и Евангелием, за ними — священники, первый из которых несет над головой дискос с жертвенным агнцем — младенцем Хри­стом, два других священника несут потир и покровец. Справа, в трехглавом храме, куда направляется про­цессия, за престолом стоят творцы литургии свв. Васи­лий Великий и Иоанн Златоуст, между ними — Григорий Богослов. Над процессией и престолом парят серафи­мы, херувимы и девять ангельских чинов в миндалевид­ных мандорлах. Вверху слева, в голубых облаках — Господь Саваоф, благословляющий совершаемую ли­тургию. Ниже уровня, в котором движется процессия, представлены поминаемые на литургии святые: слева апостолы, святители, преподобные, среди которых выделены пустынники; справа пророки, мученики, преподобные жены. В нижнем ярусе - молящиеся люди. По сторонам от Царских врат - две сени, под которыми представлены слева - царь, справа - митрополит (или патриарх). За царем стоят миряне в праздничных одеждах, за митрополитом - диаконы и монахи. По композиции, рисунку, колориту, даже по консистенции красок произведение сближается с монументальными иконами последних десятилетий XVI в. из Благовещенского Собора в Сольвычегодске:"Иже херувими" и "Видение преподобного Евлогия" (обе ГТГ) и "Страшный суд" (СИХМЗ). По-видимому, оно было создано кем-то из авторов названных икон и характеризует искусство как Москвы, так и Сольвычегодска.

 

 

Происхождение

Происходит из собрания Рахмановых. Дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.

Библиография