Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Хвалите Господа с небес..."

Реставрация: нет данных

Размер: 196,5 х 154,7

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Креститель, ангелы

Уточняющая датировка: XVI в Конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона иллюстрирует текст 148 «хвалитного» псалма. Ее композиция разделяется на несколько частей, соответ­ствующих делению псалма на отдельные стихи. В верх­ней небесной зоне на фоне звездного неба с личинами солнца и луны изображен восседающий на радуге Исус Христос, благословляющий десницей и держащий свер­нутый свиток в левой руке. Фигура Христа окружена кольцом славы, образованным сонмами небесных сил и символами четырех Евангелистов. По сторонам от оре­ола в молитвенном предстоянии изображены две груп­пы ангелов, возглавляемых ангелами земными — Бого­матерью и св. Иоанном Крестителем. Эти изображения соотносятся с первыми стихами псалма, текст которого расположен на верхней дуге небесного свода: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небе­са небес и вода, яже превыше небес» (Пс. 148,1—4). Нижняя часть иконы, символизирующая сотворенную Богом землю, заполнена изображениями растительно­го и животного мира. На фоне горок представлены ре­альные и фантастические животные, сопровожденные пояснительными надписями: конь, единорогъ. заецъ, вепрь, елень, телец, лось, верблюдъ, лют звер левъ, туръ, вепрес- лонъ, бетлозверь, буи козелъ И др. На вершине горок — три дерева с пушистыми кронами. Изображения соот­ветствуют 7—10 стихам псалма: «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и пти­цы пернаты». В центре иконы, на границе небесной и земной сфер — представители человеческого рода, славословящие Господа. Они изображены двумя ком­пактными группами, отделенными одна от другой трех­строчной надписью, содержащей заключительные стихи псалма (стихи 11—14). Среди изображенных осо­бенно многочисленны земные цари, что соответствует содержанию иллюстрируемого текста: «Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко воз- несеся имя того единого. Исповедание Его на земли и на небеси, и вознесет рог людей своих. Песнь всем преподобным Его, сыновом израилевом, людем при­ближающимся Ему» (стихи 11 — 14).

Икона принадлежит к числу так называемых божг.оз- ско-дидактических образов, получивших широкое распространение в годы святительства московского митрополита Макария (1542—1563). Многочастные, сложные для понимания композиции, нередко иллюст­рировавшие богослужебные тексты, в середине — второй половине XVI в. появляются в иконостасах многих соборных церквей. Образцом для них служили иконы из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля, написанные вскоре после по­жара Кремля 1547 г. Состав этого комплекса икон, программа которого, по-видимому, была разработа­на самим митрополитом Макарием, был повторен в домовом храме именитых людей Строгановых — Благовещенском соборе г. Сольвычегодска. Местные иконы, написанные для него в 1580—1590-е гг., вос­производили сложные сюжеты кремлевских икон: «Троица в деяниях», «Страшный суд», «Единородный Сыне...», «Премудрость созда себе храм...», «Почи Господь в день седьмый...», «Символ веры», «Хвалите Господа с небес...», «Достойно есть...», «Да молчит всяка плоть человеча...», «Иже херувими...» и др. Стиль этих икон, написанных по заказу Никиты Гри­горьевича Строганова, не отличается единообрази­ем1, что свидетельствует об участии в их создании вы­ходцев из разных иконописных центров2.

 


Публикуемая икона «Хвалите Господа с небес...» обна­руживает черты сходства с группой сохранившихся соль- вычегодских икон: «Троица в бытии» (СИХМЗ)3, «Страш­ный суд» (СИХМЗ)4, «Почи Господь в день седьмый...» (ГРМ)5, «Иже херувими...» (ГТГ)6, для которых характер­ны приземистые пропорции фигур, грубоватые типы ли­ков, плотное личное письмо, насыщенность колорита

 

 

Происхождение

Происходит из местного ряда иконостаса Благове­щенского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Папулиным для федосеевских моленных в г. Судиславле Костромской губер­нии. Впоследствии передана на Рогожское кладбище.

 

 

Библиография