Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Премудрость созда себе храм..."

Реставрация: нет данных

Размер: 236,5 х 146,5

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, царь Соломон, Иоанн Дамаскин, ангелы

Уточняющая датировка: XVI в Конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Сложная символическая композиция «Премудрость созда себе храм...» сложилась под влиянием текстов Священного Писания, толкований Отцов Церкви на библейские книги и сочинений гимнографов, раскрыва­ющих учение о Божественной Премудрости. В основе иконографии иконы — текст Книги Притчей Соломо­новых (Притч 9,1—5): «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь. Закла своя жертвенная, и черпа в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: «Иже есть безумен, да уклонится ко мне». И требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже черпах вам». На верхнем и боковых полях иконы — фрагменты поздней надписи: «Премуд­рость созда себе храмъ и утверди столпъ седмь».

В левой части иконы в медальоне изображена Пре­мудрость: сидящий на престоле Господь со свернутым свитком в левой руке. Он представлен как распоряди­тель пира, изображение которого занимает нижнюю часть иконы. Слева изображена сцена заклания тель­ца; в центре — диагонально стоящая трапеза и перед ней юноша с чашей; позади трапезы — двенадцать фигур участников пира.

Справа вверху в медальоне изображена сидящая на престоле Богоматерь. Представленная с Младенцем на коленях, она, согласно словам тропаря канона преподобного Козмы Маюмского на Великий Четвер­ток, символизирует Дом Божественной Премудрости: «Всевинная и подательная жизни, безмерная Муд­рость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомуж- ныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославился Христос Бог наш».

В композицию иконы введены две фигуры со свитками: царь Соломон, стоящий возле фантастической по­стройки, символизирующей созданный им храм, и пре­подобный Иоанн Дамаскин — автор гимнов в честь Богоматери. На его свитке читается фрагментирован­ная надпись: «О Тебе радуется...»1.

В верхней части иконы — семь медальонов с ангелами, указывающими на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2—3): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух кре­пости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Иконография композиции, представленной на иконе, восходит к памятникам рубежа XV—XVI вв. Наиболее близкой аналогией являются резные иконки западнорусского происхождения, исполненные по заказу пинского князя Федора Ивановича Ярославича мастером Ананией.

Икона находилась среди других местных икон, напи­санных для Благовещенского собора г. Сольвычегод­ска по заказу Н.Г. Строганова (кат. 37, 39). Вблизи от нее стояли еще две символические иконы, раскры­вавшие тему Божественной Премудрости: «София Премудрость Божия» и «Отрыгну сердце мое слово благо...» (Пс. 44,1)3.

Несмотря на плохую сохранность, икона с Рогожско­го кладбища обнаруживает сходство с группой других местных икон. В иконах «Премудрость созда себе храм...», «Троица Ветхозаветная с деянием» (СИХМЗ), «Страшный суд» (СИХМЗ)4, «Сотворение неба и зем­ли и семи дней...» (ГРМ)5 повторяется своеобразная форма горок, завершенных характерными шишечка­ми4. Показательно и повторение композиции с диаго­нальной трапезой, традиционной для иконы «Троица Ветхозаветная в бытии».

 

 

Происхождение

Происходит из местного ряда иконостаса Благове­щенского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Папулиным для федосеевских моленных в г. Судиславле Костромской губер­нии. Впоследствии передана на Рогожское кладбище.

 

 

Библиография