Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 236,5 х 146,5
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Спаситель, Богоматерь, царь Соломон, Иоанн Дамаскин, ангелы
Уточняющая датировка: XVI в Конец
Век: 16
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Спаситель
Тип изображения: Сюжетная композиция
Сложная символическая композиция «Премудрость созда себе храм...» сложилась под влиянием текстов Священного Писания, толкований Отцов Церкви на библейские книги и сочинений гимнографов, раскрывающих учение о Божественной Премудрости. В основе иконографии иконы — текст Книги Притчей Соломоновых (Притч 9,1—5): «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь. Закла своя жертвенная, и черпа в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: «Иже есть безумен, да уклонится ко мне». И требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже черпах вам». На верхнем и боковых полях иконы — фрагменты поздней надписи: «Премудрость созда себе храмъ и утверди столпъ седмь».
В левой части иконы в медальоне изображена Премудрость: сидящий на престоле Господь со свернутым свитком в левой руке. Он представлен как распорядитель пира, изображение которого занимает нижнюю часть иконы. Слева изображена сцена заклания тельца; в центре — диагонально стоящая трапеза и перед ней юноша с чашей; позади трапезы — двенадцать фигур участников пира.
Справа вверху в медальоне изображена сидящая на престоле Богоматерь. Представленная с Младенцем на коленях, она, согласно словам тропаря канона преподобного Козмы Маюмского на Великий Четверток, символизирует Дом Божественной Премудрости: «Всевинная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомуж- ныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославился Христос Бог наш».
В композицию иконы введены две фигуры со свитками: царь Соломон, стоящий возле фантастической постройки, символизирующей созданный им храм, и преподобный Иоанн Дамаскин — автор гимнов в честь Богоматери. На его свитке читается фрагментированная надпись: «О Тебе радуется...»1.
В верхней части иконы — семь медальонов с ангелами, указывающими на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2—3): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Иконография композиции, представленной на иконе, восходит к памятникам рубежа XV—XVI вв. Наиболее близкой аналогией являются резные иконки западнорусского происхождения, исполненные по заказу пинского князя Федора Ивановича Ярославича мастером Ананией.
Икона находилась среди других местных икон, написанных для Благовещенского собора г. Сольвычегодска по заказу Н.Г. Строганова (кат. 37, 39). Вблизи от нее стояли еще две символические иконы, раскрывавшие тему Божественной Премудрости: «София Премудрость Божия» и «Отрыгну сердце мое слово благо...» (Пс. 44,1)3.
Несмотря на плохую сохранность, икона с Рогожского кладбища обнаруживает сходство с группой других местных икон. В иконах «Премудрость созда себе храм...», «Троица Ветхозаветная с деянием» (СИХМЗ), «Страшный суд» (СИХМЗ)4, «Сотворение неба и земли и семи дней...» (ГРМ)5 повторяется своеобразная форма горок, завершенных характерными шишечками4. Показательно и повторение композиции с диагональной трапезой, традиционной для иконы «Троица Ветхозаветная в бытии».
Происходит из местного ряда иконостаса Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Папулиным для федосеевских моленных в г. Судиславле Костромской губернии. Впоследствии передана на Рогожское кладбище.