Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Да молчит всяка плоть человеча"

Реставрация: нет данных

Размер: 231 х 157 (врезок 195,5 х 161,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Младенец, царь Иоанн Васильевич (Грозный), Митрополит Макарий , святые

Уточняющая датировка: XVI в Конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона иллюстрирует текст Херувимской песни, кото­рая поется на литургии в Великую субботу при Вели­ком Входе: «Да молчит всяка плоть человеча и да сто­ит страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господ­ствующих приходит заклатися и датися в снедь вер­ным, предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии херувими и шесток- рилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Впервые эта сложная иконография появилась в древнерусском ис­кусстве в середине XVI в., в годы пребывания на мос­ковской кафедре митрополита Макария и, подобно другим богословско-дидактическим сюжетам, была подвергнута современниками сомнению. Самой ран­ней из известных композиций, аналогичной по иконо­графии к публикуемой иконе, является фреска в алта­ре Успенского собора в г. Свияжске (1561).

В правой части композиции, на фоне храма, под киво­рием изображены три святителя, стоящие позади пре­стола. Слева к престолу направляется процессия, воз­главляемая диаконом-свещеносцем. За ним следуют диакон с потиром и кадилом, святитель, несущий на поднятых руках дискос, на котором под звездицей ле­жит младенец Исус Христос. Заключает шествие святи­тель с воздухом. Композиция в символической форме иллюстрирует конкретный момент богослужебного действа — перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. В соответствии с текстом молитвы процес­сии предшествуют небесные силы: «Предходят же се­му лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии херувими и шестокрилатии Серафими...».

 

 

Слова о предстоянии «всякой плоти человечей» пере­даны изображениями ликов святых и богомольцев, о представленных в два яруса в нижней части иконы. На первом плане в отдельных киотцах — фигуры царя Ивана Васильевича (Грозного) и московского митро­полита Макария. Подобные изображения на иконах персонажей «живых суще» вызвали особые нарекания дьяка И.М. Висковатова, однако были узаконены на церковном соборе 1554 г.

Икона из Благовещенского собора г. Сольвычегодска, написанная в 1580—1590-е гг., повторяла аналогич­ный, не дошедший до наших дней образ из Благове­щенского собора Московского Кремля. В местном ряду сольвычегодского храма она находилась рядом и составляла единый комплекс с другой иконой, изо­бражавшей церемонию Великого Входа — «Иже херу­вими...» (ныне в ГТГ)4, на которой среди «живых суще» представлены заказчик местных икон сольвычегодско­го Благовещенского собора И.Г. Строганов и его бли­жайшие родственники.

 

 

Происхождение

Древняя икона врезана в новую доску Происходит из местного ряда иконостаса Благовещен­ского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А.Папулиным для федосеевских мо­ленных в г. Судиславле Костромской губернии. Впос­ледствии передана на Рогожское кладбище.

 

 

Библиография