Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово с евангельскими событиями в 16 клеймах

Реставрация: нет данных

Размер: 22,2 х 18,9

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, адам, Иоанн Предтеча, царь Давид, пророк Моисей, ангелы

Уточняющая датировка: XVII в Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В среднике - Воскресение Христово в пространном иконографическом варианте, который сформировался в конце XVI в. Несколько выше и правее геометрического центра композиции - Христос в овальной мандорле, стоящий на скрещенных вратах ада и берущий за руку Адама, который стоит перед ним на коленях. В черном провале ада представлена борьба ангелов с бесами, при которой присутствуют ожидающие изба­вления ветхозаветные персонажи. Внизу справа — сце­на Восстания от гроба: Христос в миндалевидной ман- дорле встает над гробом; на земле — лежащие воины. Над этой сценой изображена беседа Христа с Благо­разумным разбойником. Внизу слева — огненно-крас­ная голова, открывающаяся сверху пастью, из которой восстают праведники в белых одеяниях, взирающие на Христа. Ниже — два ангела, побивающие связанного сатану. Ангелы спускаются к двери, за которой их ожи­дают Иоанн Предотеча, царь Давыд и пророк Моисей. За фигурой Христа, сходящего в ад, — вереница ветхозаветных праведников, шествующих к райским вратам, над проемом которых парит огненный серафим.

Ближайший к вратам — Иоанн Предотеча, а за врага­ми — Благоразумный разбойник с крестам в руак. В стенах рая слева — пророки Илия и Енох, перед которыми стоит Благоразумный разбойник, правее —он же, встречающий вошедших в рай праведников, впереди которых Иоанн Предотеча.

Клейма (слева направо, сверху вниз): 1. Жены миро­носицы у гроба Господня, с явлением, Христа Марии Магдалине; 2. Жены мироносицы сообиакг апосто­лам об исчезновении тела Христа; жены мироносицы и ап. Петр у гроба Господня; 3. Ann. Петр и Иоанн Бого­слов у гроба Христова; 4. Мария Магдалина у гроба Господня, явление Христа Марии Магдалине, 5. Беседа Христа с Лукой и Клеопой на пути в Эммаус; 6. Явление Христа ученикам в преломлении хлеба, 7 Христос с учениками на горе, 8 Христос является ученикам при закрытой двери,9 Уверение Фомы, 10. Явление Христа ученикам на озере Тивериадском, 11.Христос с учениками на озере Тивериадском, 12. Беседа Христа с ап.Петром, 13.Прощание Христа с Богоматерью и апостолами и Вознесение Христово, 14. Сошествие Святого духа на апостолов, 15. Изгнание торгующих их храма, 16. Проповедь Христа в Галилее в последний день праздника кущей. По размерам и устройству доски, по обшей композиции и стилю живописи произведение полностью аналогично иконе "распятие Христа со страстями в 16 клеймах"

 

 

Происхождение

Происходит из собрания Рахмановых. Дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.

Библиография