Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Погребение святого Иоанна Богослова

Реставрация: нет данных

Размер: 35,5 х 30,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Иоанн Богослов, Прохор, ангелы

Уточняющая датировка: XVII в Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция

Иконографическая справка

 

Строгановская школа.

Никифор-Савин — один из лучших мастеров строга­новской школы (художественного направления, полу­чившего развитие на рубеже XVI—XVII вв. и связанно­го с представителями рода Строгановых). Известно несколько его икон, происходящих из Благовещен­ского собора г. Сольвычегодска и в 1822 г. вывезен­ных из Сольвычегодска Н.А. Папулиным, а затем, на протяжении XIX в., разошедшихся по старообрядче­ским моленным и частным коллекциям3. Иконы имеют на рольных сторонах идентичные чернильные надпи­си: «Писмо Никифорово» и чернильные метки, вос­производящие две слитые буквы «НИ», относящиеся к заказчику икон — Никите Григорьевичу Строганову.

 

 

Стиль публикуемой иконы характерен для работ мас­тера Никифора. Среди множества стилей строга­новской школы манера его письма выделяется утон­ченностью и изысканностью. Наибольшее сходство публикуемая икона обнаруживает с образом «Бесе­да трех святителей» (ныне в ПТ).

Многосоставная композиция иконы, характерная для произведений строгановской школы, иллюстрирует текст «Хождения» св. Иоанна Богослова, вошедшего в состав Великих Миней Четиих под 8 мая и 26 сентября. Действие разворачивается среди горок, разделяющих композицию на несколько пространственных зон. Спра­ва вверху — фантастические постройки, указывающие на место действия — малоазийский город Эфес. В цент­ре иконы внизу представлена сцена целования свв. Ио­анна Богослова и его ученика Прохора, выше — Иоанн Богослов в молении между ангелами, левее — св. Про­хор, беседующий с мужами. В отличие от аналогичных сцен более ранних «житийных» икон Иоанна Богослова погребение святого представлено условно (по сторонам от лобзающихся святых изображены мужи с лопатами)4. Надпись на верхнем поле: «ПОГРЕБЕНИЕ С(ВЯ)Т(0)Г0 СЛАВНАГО АГ1(ОС)ТОЛА И ЕВ(АНГЕ)ЛИСТА 1ВА(НА) Б(0)Г0СЛ(0)ВА>.

Поля иконы покрывал чеканный оклад (его современ­ное местонахождение не установлено), украшенный растительным орнаментом, с четырьмя наугольниками. На верхнем поле оклада крепилась пластина с названием сюжета иконы.

 

 

Происхождение

На тыльной стороне между шпонками метка Строга­новых и надпись: «писмо никиоорово»1 (ил. 43.2) Происходит из Благовещенского собора в г. Сольвы- чегодске. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Полуниным для федосеевских моленных в г. Су- диславле Костромской губернии. Впоследствии на­ходилась в собрании Солдатенковых2. Поступила на Рогожское кладбище как дар К.Т. Солдатенкова.

Библиография