Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никита Великомученник с житием в 16 клеймах

Реставрация: нет данных

Размер: 53,8 х 44,5

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Никита Готфский

Уточняющая датировка: XVII в Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В среднике иконы изображен вмч.Никита Готфский в воинском облачении и красном плаще, в его поднятой правой руке мученический крест, в опущенной левой - прямой меч в ножнах. Клейма (слева направо, сверху вниз): 1.Епископ Феофил поучает Никиту, 2.Крещение Никиты, 3 Проповедь св.Никиты, 4.Правитель Атанарих велит взять св. Никиту под стражу; 5. Св. Никиту ведут на муче­ние; 6. Биение св. Никиты; 7. Явление ангела св. Ни­ките; 8. Мучение св. Никиты железными крючьями; 9. Св. Никиту бросают в огонь; 10. Друг св. Никиты киликиец Мариан замышляет унести тело святого; 11. Мариан приходит ночью на место мучения и на­ходит тело св. Никиты целым; над телом сияет звез­да; 12. Мариан кладет тело св. Никиты в раку и на­крывает покровом; 13. Мариан переносит мощи св. Никиты в свой дом; 14. Мариан полагает мощи св. Никиты в своем доме; 15. Положение мощей вмч. Ни­киты; 16. Исцеления от мощей вмч. Никиты. На верх­нем поле посередине — Богоматерь Воплощение. Появление житийных икон вмч. Никиты в строганов­ском искусстве связано с заказами Никиты Григорье­вича Строганова, чьим небесным покровителем святой являлся4. Состав клейм на иконе из Покровского собо­ра в целом соответствует житийному циклу на местной иконе св. Кихоты из Благовещенского собора г. Соль- вычегодска и на створках складня из ГИМ, но отличается от них большей компактностью. В то же время в нем присутствуют дополнительные композиции "Явление ангела вмч.Никите" и "Мучение вмч.Никиты железными крючьями". Художественный язык иконы свидетельствует о том, что написавший ее Олешка был хорошо знаком с произведениями лучших московских иконописцев, работавших в конце XVI века по заказам Строгановых. Рисунок фигур и личное письмо ставят икону в ряд произведений, скорее, не конца XVI, а начала XVII века.

 

 

Происхождение

На сохранившемся фрагменте старой шпонки владельческая метка Строгановых. Находилась в собрании Г.Т.Молошникова, затем Г.К. и С.К. Рахмановых. Пожертвована на Рогожское кладбище А.П.Рахмановой в 1914 г.

Библиография