Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 53,8 х 44,5
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Никита Готфский
Уточняющая датировка: XVII в Начало
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое с клеймами
В среднике иконы изображен вмч.Никита Готфский в воинском облачении и красном плаще, в его поднятой правой руке мученический крест, в опущенной левой - прямой меч в ножнах. Клейма (слева направо, сверху вниз): 1.Епископ Феофил поучает Никиту, 2.Крещение Никиты, 3 Проповедь св.Никиты, 4.Правитель Атанарих велит взять св. Никиту под стражу; 5. Св. Никиту ведут на мучение; 6. Биение св. Никиты; 7. Явление ангела св. Никите; 8. Мучение св. Никиты железными крючьями; 9. Св. Никиту бросают в огонь; 10. Друг св. Никиты киликиец Мариан замышляет унести тело святого; 11. Мариан приходит ночью на место мучения и находит тело св. Никиты целым; над телом сияет звезда; 12. Мариан кладет тело св. Никиты в раку и накрывает покровом; 13. Мариан переносит мощи св. Никиты в свой дом; 14. Мариан полагает мощи св. Никиты в своем доме; 15. Положение мощей вмч. Никиты; 16. Исцеления от мощей вмч. Никиты. На верхнем поле посередине — Богоматерь Воплощение. Появление житийных икон вмч. Никиты в строгановском искусстве связано с заказами Никиты Григорьевича Строганова, чьим небесным покровителем святой являлся4. Состав клейм на иконе из Покровского собора в целом соответствует житийному циклу на местной иконе св. Кихоты из Благовещенского собора г. Соль- вычегодска и на створках складня из ГИМ, но отличается от них большей компактностью. В то же время в нем присутствуют дополнительные композиции "Явление ангела вмч.Никите" и "Мучение вмч.Никиты железными крючьями". Художественный язык иконы свидетельствует о том, что написавший ее Олешка был хорошо знаком с произведениями лучших московских иконописцев, работавших в конце XVI века по заказам Строгановых. Рисунок фигур и личное письмо ставят икону в ряд произведений, скорее, не конца XVI, а начала XVII века.
На сохранившемся фрагменте старой шпонки владельческая метка Строгановых. Находилась в собрании Г.Т.Молошникова, затем Г.К. и С.К. Рахмановых. Пожертвована на Рогожское кладбище А.П.Рахмановой в 1914 г.