Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитиой, Маврой и Евпраксией

Реставрация: нет данных

Размер: 36,8 х 31,8

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, Григорий Богослов, Никита, Мавра, Евпраксия

Уточняющая датировка: XVII в Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

Образ относится к типу широко распространенных в строгановском искусстве икон с изображением Бого­матери на престоле с предстоящими и припадающи­ми святыми — небесными покровителями заказчика и членов его семьи. На иконе изображены св. Григорий Богослов — покровитель Григория Аникиевича Стро­ганова (f 1577), св. Мавра — соименная его жене Мавре (1538—1574), великомученик Никита — покро­витель их сына и заказчика иконы Никиты Григорьеви­ча Строганова (1561—1616) и св. Евпраксия — со­именная жене Никиты Григорьевича Евпраксии Федоровне Кобелевой (1565—1608). Святые мужи представлены в позе молитвенного предстояния и обращены к Богоматери и младенцу Христу, воссе­дающему на ее коленях. Мученицы Мавра и Евпрак­сия изображены ниц у подножия трона.

Аналогичные иконы, заказанные Н.Г. Строгановым в память о своих родителях и как моление о собствен­ном здравии и благополучии своей жены, сохранились во множестве экземпляров. Семейные иконы заказы­вались разным иконописцам и вкладывались в домо­вую церковь Строгановых — Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Известны большие местные образа с изображением коленопреклоненных святых покрови­телей у подножия трона Богоматери2 и небольшие пядничные иконы3. Другим вариантом иконографии яв­лялось изображение тех же святых на боковых полях пядничных икон4.

Прокопий Иванов Чирин — один из самых известных московских царских мастеров, работавших по зака­зам именитых людей Строгановых. Сохранились мно­гочисленные подписные работы, исполненные им для Н.Г. Строганова самостоятельно и в соавторстве с другим известным иконником Никифором Савиным5. О популярности мастера и его работ свидетельствует включение переводов с его икон в состав Сийского иконописного подлинника.

 

 

Происхождение

Происходит из собрания Рахмановых

Библиография