Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 18,8 х 14,4 х 0,2
Автор: Строгановский мастер?
Материал: Паволока, левкас, темпера
Персоналии: Прп.Иларион, Мч.Артемий, Аверкий еп.Иерапольский, Иаков, еп.Иерусалимский, Прп.Савва Вишерский, Вмч.Димитрий Солунский
Уточняющая датировка: XVII в. Начало
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Многофигурное
Иконы, написанные на двух сторонах сложенного вдвое и загрунтованного под живопись холста, именовались в Древней Руси «полотенцами». Их комплекты составляли обязательную принадлежность соборных церквей, что было связано с их богослужебным употреблением в течение всего года. Наиболее ранними из сохранившихся таблеток считаются серии из новгородского Софийского собора и Троице-Сергиевой лавры. Их особенностью является соединение на одной таблетке композиции праздника (лицевая сторона) и изображений избранных святых (оборот), обычно принадлежащих к определенному лику. В отличие от этих икон изображения на таблетках из Покровского собора сгруппированы по минейному принципу, в порядке дней их прославления в церковном календаре. Таблетка с изображениями святых на октябрь принадлежит к числу лучших икон из серии миней. Она отличается тщательностью исполнения, тонким рисунком, правильными пропорциями фигур. Изображения выполнены на золотом фоне; надписи имен — киноварные. Состав святых типичен для миней второй половины XVI—XVII в. Фигура св. Саввы Вишерского по забывчивости иконописца оказалась помещенной между изображениями на 24 и 25 октября, однако с правильным указанием дня его памяти: 1 октября.