Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 18,7 х 14,1 х 0,2
Автор: нет данных
Материал: Паволока, левкас, темпера
Персоналии: Адам, Ева,Св.Феодор, арх.Евдоксий
Уточняющая датировка: XVII в. Начало
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Сюжетная композиция
Икона входит в состав таблеток, связанных со службами Постной Триоди: Недели сыропустнстной, посвященной воспоминанию об изгнании прародителей из рая, и первой субботы Великого поста, прославляющей подвиг святого Феодора Тирона. Многосоставная композиция на лицевой стороне таблетки достаточно традиционна и имеет аналогии в отдельных сценах и циклах изображенй на тему «Сотворение мира». Представлены сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая. Композиция на обороте связана с событиями, относящимися к эпохе Юлиана Отступника. Во время поста император-вероотступник повелел окропить все съестные припасы кровью жертв античным богам. Явившийся архиепископу Константинополя Евдоксию св. Феодор Тирон повелел христианам питаться лишь «коливом» (кутией) — вареной пшеницей с медом. Это событие представлено в двух сценах. Слева — явление св. Феодора архиепископу Евдоксию (в надписи он назван патриархом): на фоне храма с иконой Богоматери Корсунской на фасаде архиепископ с раскрытой книгой и явившийся ему святой.
В правой части композиции — на фоне храма с круглой иконой Николы Чудотворца представлена служба Евдоксия. Аналогичная композиция известна в составе четырехчастной композиции на таблетке из собрания П.Д.Корина (ок.1597)