Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 142,6 х 101,5
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Христос, Богоматерь,Адам, Ева, Иоанн Предтеча, ангелы
Уточняющая датировка: XVII в Середина
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы
Тип изображения: Сюжетная композиция
В центре композиции - Христос, сокрушивший врата ада, изводит Адама и Еву. Ниже и правее - множество ветхозаветных праведников, ожидающих избавления; среди них - проповедующий Иоанн Предтеча. Еще ниже - сцены избиения бесов ангелами. Над изображением Сошествия во ад - множество праведных, устремляющихся к отверстым вратам рая. С левой стороны представлены события Страстной недели, завершающиеся распятием Христа. Бес разворачивает перед ним свиток с апокрифическим "писанием" - договором Адама с дьяволом. По стороонам от распятого Спасителя - распятые с ним разбойники, которым перебивают голени. По его правую руку - уверовавший разбойник, которому он обещает спасение. В пещере под Голгофой женская фигура - олицетворение земли. В верхнем левом углу композиции - Господь Саваоф на престоле, в круглом сиянии, из-за которого выступают четыре красных луча с символами евангелистов. Это начало всего евангельского циклы, представленного на иконе. Иллюстрации евангельских эпизодов располагаются вплотную друг к другу, заполняя вытянутое по вертикали пространство иконы. В построении композиции важную роль играют пространные тексты. Цветовая гамма довольно скупая, преобладают, с одной стороны, различные оттенки зелени, с другой - желтые, коричневые и красные охры.
Стиль иконы позволяет датировать ее в широких пределах первой половины - середины XVII в, отдавая предпочтение второй четверти - середине столетия. Москва (?) - Верхнее Поволжье(?)