Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: нет данных
Размер: 45,9 х 39,5
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Христос, Богоматерь,Адам, Ева, Иоанн Предтеча, ангелы
Уточняющая датировка: XVII в. Первая четверть
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Сюжетная композиция
В середине верхнего яруса композиции - круглая мандорла с изображением Господа Саваофа, восседающего на престоле и благословляющего все свершающееся. Справа - сцена отослания на суд: Христос, в миндалевидной мандорле принимает благословение Отца, в круглой мандорле сидящего на престоле. Выше -ангелы, сворачивающие свиток неба. Правее - заключенные в круг ангелы низвергают бесов, тела которых сливаются в орнаментальный поток, параллельный правому краю композиции. Бесы падают в огонь, пылающий внизу справа. Во втором сверху регистре, изогнутом дугообразно, посередине - восседающий на престоле Христос Судия. Ему предстоят Богоматерь и св.Иоанн Предтеча, у его ног - коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам - сидящие на длинных скамьях двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, за ними - столько же ангелов. Еще ниже - Престол, уготованный для суда. Данная иконографическая схема Страшного суда получила широкое распространение со второй половины XVI в. Стиль публикуемой иконы восходит к искусству Москвы конца XVI-начала XVII в,, но как рисунок фигур, так и приглушенные краски иконы свидетельствуют о том, что она была написана не ранее первой половины XVII в, вероятно, в Поволжье.
Происходит из собрания Рахмановых. дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.