Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Владимирская

Реставрация: нет данных

Размер: 88 х 70,3

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец,

Уточняющая датировка: XVII в Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Богоматерь с младенцем Христом представлена в традиционной иконографии Богоматери Владимирской, но целый ряд деталей делает икону очень оригинальной по содержанию: белый плат поверх мафория и коруна, появляющиеся в данной иконографии в XVI в., например,  в иконе "Богоматерь Владимирская - Волоколамская" 1572 г (ЦМиАР). Отличительная черта публикуемой иконы - на плате и мафории Богоматери 9 на ее плече) изображены красные облачка с человеческими лицами в профильном повороте как олицетворения ветров, но одновременно и символы приснодевства Марии, известные по иконам Богоматери Неопалимая купина. В левой руке Богородицы - небесный град Иерусалим, а в его стенах - оглавное изображение Христа "во образе Давыдове" Фоном иконы является красное небо с окаймляющими его серо-зелеными облаками. В небе на уровне ликов Богоматери и Младенца - стоящие на облачках два ангела с орудиями страстей Христовых в руках; выше слева - красный серафим, справа - зеленый херувим. На публикуемой иконе Богоматерь представлена как Царица Небесная, носительница традиционного эпитета "ширшая небес", "вместившая невместимое" и "безо истления Бога Слава родшая". Для иконографии Владимирской Богоматери данный вариант уникален, но он отнюдь не противоречит значению этого чудотворного образа в отечественной истории. Позднейшие прописи не позволяют убедиться в соответствии стиля иконы той дате, которая указана в надписи на ее обороте.

Библиография