Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: фрагменты древней иконы врезаны в новую доску
Размер: 132,2 х 100,3; средник 34,7 х 30,2
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богоматерь, Мария Египетская, архангел Гавриил, Иоанн Богослов, апостолы
Уточняющая датировка: XVII в Середина
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция
Средником является икона "Успение Богоматери"в иконографическом варианте, включающем полет апостолов на облаках. Клейма, помещенные на раме иконы, иллюстрируют приписываемое св.Иоанну Богослову Слово на Успение Богоматери. Клейма: 1. Молитва Марии на горе Елеонской и явление ей архангела Гавриила с вестью о предстоящей кончине. 2. Прибытие Иоанна Богослова к Богоматери. 3. Святой Дух повелевает апостолам собраться для погребения Марии. 4. Воскресение апп.Андрея, Филиппа, Луки и Симона для прощания с Богоматерью.5.Чудесный полет ап.Матфея. 6.Чудесный полет ап.Петра 7.Прибытие апостолов к Богоматери. 8. Правитель велит иудеям помешать торжественному погребению Богоматери. Вероятно, первоначально данные клейма принадлежали произведению значительно больших размеров, имевшему и большее число клейм. В существующую раму не вошли клейма, завершающие цикл сказания. Композиция клейм выдает знакомство автора с книжными миниатюрами из цикла иллюстраций Слова Иоанна Богослова на Успение. В частности, композиция некоторых из них восходит к созданным в третьей четверти XVIв. иллюстрациям данного произведения, находящимся в так называемом Егоровском сборнике. Кладка красок не ровными "заливками", а с "растяжкой" тона, напоминающей работу акварелью, тоже восходит к книжной миниатюре XVI в.