Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Триипостасное Божество"("Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся...")

Реставрация: нет данных

Размер: 128,7 х 97,2

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Исус Христос, Господь Сафаоф, голубь

Уточняющая датировка: XVII в

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечере Пятидесятницы (творение Льва владыки). Текст песнопения помещен на верхнем поле иконы, причем даны его начальные и заключительные строфы. В центре композиции изображены сидящие Господь Саваоф (справа) и Исус Христос (слева), между их нимбами в сиянии -голубь, символ Святого Духа. Триипостасное Божество окружено кольцом из огненных херувимов и зеленых серафимов, с четырех сторон - символы четырех евангелистов. Все остальное пространство иконы заполнено фигурами ангелов. Нижние представлены стоящими на облаках. Иллюстрация на текст стихеры получила широкое распространение в искусстве середины XVI в, однако более известен другой ее иконографический вариант: пятичастная трехрегистровая композиция, акцентирующая темы Воплощения Христа от Святого Духа и Марии Девы. Схема композиции, представленной на иконе из Покровского собора, близка к изображениям на иконах "Литургия" итало-критских мастеров конца XVI-XVIIIвв: Михаила Дамаскиноса, Николая Критянина и неизвестного иконописца. На них акцентирован момент пребывания на небесах Трех Лиц Святой Троицы, однако добавлены чисто литургические мотивы: шествие ангелов со свечами и рипидами и сцена перенесения ангелами плащаницы. Возможно, отсутствие этих сцен на иконе из Покровского храма объясняется тем, чо она написана как парная к иконе "Да молчит всяка плоть человеча..."

Происхождение

Икона отличается превосходной техникой и безукоризненным мастерством исполнения. Все детали композиции тщательно выписаны и проработаны. особенности письма позволяют отнести икону к произведениям царских иконописцев.

Фрагменты

Библиография