Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Символ веры

Реставрация: нет данных

Размер: 244 х 211

Автор:

Материал: дерево(доска с ковчегом), темпера

Персоналии: Христос, Адам, Ева, святые

Уточняющая датировка: XVII в вторая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Икона «Символ веры» принадлежит к числу так назы­ваемых богословско-дидактических икон, появившихся в русской иконописи в середине XVI в. Все известные ныне композиции «Символа веры» практически до­словно повторяют друг друга.

Композиция состоит из шести рядов изображений, ил­люстрирующих двенадцать членов «Символа веры». Все они сопровождены соответствующими текстами. На верхнем поле иконы из Покровского собора круп­ная надпись: «ИЗОБРАЖЕНИЕ СИМВОЛА ВЪРЫ>. Композиции верхнего яруса иллюстрируют первые два члена «Символа веры». Слева в круге изображен Гос­подь Саваоф, окруженный десятью красными, зеле­ными и желтыми медальонами с ангелами (надпись: «ВЕрую в [о] единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу ■ земли, видим [ым]ъ же всЕмъ и невидим [ым]ъ»), В центре на фоне развернутого небесного свода сидящий на престоле Христос в окружении 10 кругов, солнца и лу­ны. Сопроводительная надпись располагается на верх­нем поле: «И во единаго Господа Icyea Христа Сына Божия Единородная). / иже о(т) Отца рожденнаго прежде веЕ(х) вЕк». В правой части яруса — Христос Эммануил, вос­седающий на престоле в окружении 10 аналогичных кругов (сопроводительная надпись начинается над изо­бражением и продолжается под медальонами Саваофа и Эммануила: «СвЕта о(т) свЕта. Бога истинна о(т) Бога истинна, рождена / а не сотворена, единосущна 0(т)цу, Имъ же вся быша)».

В следующем ярусе слева и справа изображены композиции из истории прародителей: «Сотворение Адама и сотворение Евы» и «Изгнание из рая». Третий и четвертый члены «Символа веры» проиллюст­рированы в следующем ярусе композициями «Благо­вещение» (надпись: «Нас ради человЕкъ / [и] нашего ра­ди / спасения сыпе/дшаго с небесъ и / воплотившаго/ея о(т) Духа Свята») и «Рождество Христово» (надпись: «И Mapini ДЕвы вочеловЕчшася»); «Распятие с разбойниками» (над­пись: «Распятие Господне» текст «Распято за ны» не сохранился;, «Христос перед Пилатом» (надпись: «при Понтийстм Пилат>и " Положение во гроб» (надпись:«Страда (в) ша и погребена

Слева «Сошествие во ад» (надпись: «[И) вогсресяв- го в третий день по писаниях») и «Воз-езе-у?» -за­пись: «И возшедшато на небеса» в центре яруса — «Троица Новозаветная» (надпись: <И сидяща одесную Отца»), Вся правая часть до нижнего поля иконы отведена композиции «Страшный суд; сопровожденной надписями, относящимися к седьмому и одиннадцатому членом «Символа». На правом поле — начало седьмого члена: «И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым»

Коспозиция в ценртре яруса представляет Небесный Иерусалим с 12 вратами (надпись:"И жизни будущаго века")

 

 

 

 

Библиография